Дмитрий, Ньюби
Дмитрий, Ньюби личный блог
06 июля 2022, 20:37

Флот как индикатор развития государства и общества или почему лапти тонут

У ув. Павла Пряникова увидел крайне интересную цитату из книги Л.И. Мечникова «Цивилизация и великие исторические реки»:

«Всё дело в обществе – чем более оно свободно, тем более сложную географическую среду может освоить: подневольные союзы могут освоить реки, подчинённые – средиземные моря, а свободные – океаны»

Вопрос флота – торгового ли или же военного, – в России вот уже несколько веков является крайне болезненным и при этом совершенно неосмысленным. На протяжении своей истории страна не раз бросала силы на его строительство, но итог всегда был один – корабли сгнивали, продавались за бесценок или разбирались на металлолом.

Что такое флот? Флот – это прежде всего концентрация хай-тека, и так было во все эпохи существования человечества. Мореплавание вобрало в себя наиболее передовые технологии, требовало лучших и наиболее образованных людей, высокого уровня развития науки и техники. Несложно догадаться, что такой перечень жестких требований означает и крайне высокую стоимость как строительства, так и содержания флота. Здесь-то мы подходим к ключевому принципу, на который опирались все ведущие морские державы мира: флот должен иметь экономическое обоснование для своего существования.

В российском государстве этот принцип, напротив, раз за разом нарушался – флот строился не под влиянием необходимости, возникшей из естественной экономической потребности, а ради удовлетворения чувства государственного престижа (то есть как дорогостоящая царственная игрушка), или же в качестве ситуативного инструмента для решения военных задач – а после исчезновения таковых исчезал и флот.

Чтобы понять это, достаточно немного окунуться в историю – начать же можно с Петра I. Пока Россия вела войны со Швецией, петровский флот был востребован – а после смерти царя и окончания военной активности корабли благополучно… сгнили.
Флот не принимал участия в торговле, не патрулировал торговые маршруты, не занимался охраной портов и морских владений – он был почти полностью оторван от экономической жизни государства.

Это по-своему иронично, ведь еще до воцарения Петра естественная зона морской торговли и промысла в России возникла на севере, где делами заправляли поморы – крайне инициативный народ, имевший большой опыт мореплавания в холодных северных морях. Поморы умели строить и водить корабли, активно участвовали в международной торговле через порт Архангельск, имели прекрасный рыбный промысел и были востребованы на судах торгового флота, куда их охотно нанимали иностранцы.

Как несложно догадаться, регион имел множество готовых активов, необходимых для развития мореплавания в государственных интересах. Было только одно «но» – поморы были народом зрелым и самодостаточным, и игры в «империю» их абсолютно не волновали, в чем они кардинально расходились с Петром.
Поморы хотели торговать, а Петр – воевать.

В результате зона естественного развития морского торгово-экономического развития на севере постепенно увяла (а поморы к настоящему времени практически исчезли как народ), петровский же флот – сгнил у причалов.

Впервые осмысленно и системно к вопросу концепции «флот работает на экономику» подошел только главком ВМФ СССР С.Г. Горшков, который одновременно с развитием военного флота активно развивал флот торговый и промысловый. Увы, несмотря на все старания адмирала, его идеи так и не прижились в головах руководства, и с развалом СССР исполинских размеров советский флот был фактически уничтожен. «Морская экономика», формируемая искусственным путем, не приживается за одно-два поколения. Она требует долгих лет стабильной и системной деятельности, стратегии, связанной прежде всего не с войной, а с вполне мирными сферами, обеспечивающими «включение» флота в экономику страны: рыбным промыслом, грузоперевозками, туризмом, научно-исследовательской деятельностью. Для этого, в свою очередь, нужны стабильные и спокойные международные отношения и определенный уровень социально-экономических свобод в обществе.

В противном же случае история российского флота продолжит ходить по кругу, каждый раз оканчиваясь его исчезновением.

@atomiccherry 💯
9 Комментариев
  • Сергей Нагель
    06 июля 2022, 21:44
    Купцы русские вполне успешно и массово использовали внутренние водные пути для освоения российских просторов.
  • Malik
    06 июля 2022, 22:20
    Мельчают либералы, даже толком набросить не могут )
  • Даунито
    07 июля 2022, 07:28
    Пряников это из секты методологов? Сомнительный авторитет
  • Key Key
    07 июля 2022, 07:39
    Автор вопрошает нужен ли флот, древнейший из навыков или требует создания условий для судостроения и судоходства?
    На первый вопрос ответ — нужен, для поддержания интеллектуального уровня нации и недопущения тотальной виртуализации ( суррогатизации ) процессов жизни..
    Начать с малого для поддержания жизнеобеспечения древнейшей профессии на планете…
  • Дмитрий С.
    07 июля 2022, 08:30
    Балобольство. Зачем автору флот? Что  бы был, что бы перед всеми понтануться. А начнешь считать и быстро выяснишь, что текущая ситуация обоснована экономическими выкладками. 
  • Volskygge
    07 июля 2022, 09:18
    Вы бы хоть на карту посмотрели. Чтобы быть морской сверхдержавой должны, для начала, быть порты со свободным выходом в океан, которые ни генерал Мороз, ни любая другая сцука закрыть или бомбить не сможет. Таких портов у России нет и никогда не было
  • Key Key
    07 июля 2022, 21:14
    Думаете в России отказались от преобретения пары тройки океанов? Вспоминайте в прошлый раз события происходили?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн