В предыдущем разделе мы выяснили, что на форму кривой доходности существенное влияние оказывают три фактора: 1) мнение инвесторов о динамике будущих краткосрочных ставок 2) премия за срок до погашения и 3) эффект выпуклости (нелинейность зависимости цены облигации от ставки требуемой доходности)
Мы также упомянули некоторые арбитражные стратегии, эксплуатирующие свойства и возможную динамику кривой, что может приводить к существованию определенных типов равновесий.
Но мы до сих пор не обсуждали подробно, как та или иная форма временной структуры может повлиять на будущий доход инвестора.
I. В качестве первого приближения будем считать, что кривая доходности останется неизменной на всем сроке удержания позиции
В одной из прошлых частей мы рассмотрели пример плоской кривой и показали, что в этом случае планируемая стоимость инвестиции при ежегодном начислении процентов FV может быть через T лет рассчитана как FV = P₀(1+r)ᵀ , где r — доходность к погашению (YTM), P₀ — цена купонной облигации. Это была очень удобная форма представления, так как при данном подходе наша облигация практически не отличается от депозита. Ведь мы знаем, что если поместим 1000 руб. на вклад с ежегодным начислением процентов по ставке 10%, то через год получим 1100 руб., а еще через год — 1210. Однако в том случае, если кривая доходности не является плоской, будущую стоимость подсчитать уже не так просто.
Покажем это на примере 10-летней бескупонной облигации. Мы используем ту же временную структуру, что и в части 3 глава 2:
*Спотовая кривая на рисунке это кривая бескупонной доходности или КБД.
Тогда доходность за период владения по бескупонной облигации (например, за год) — HPR (holding period return) — будет равна соответствующей краткосрочной форвардной ставке f (а не YTM, которая для бескупонной облигации совпадает со спотовой ставкой s)
Это прямо следует из формулы
HPR = Pₙ₋₁ /Pₙ — 1 = (1+sₙ)ⁿ/(1+sₙ₋₁)ⁿ⁻¹ — 1 = fₙ₋₁,ₙ
и связано с тем, что через год облигация будет дисконтироваться уже по новой спотовой ставке. В нашем примере спотовая ставка (она же в данном случае и YTM, и эфф. доходность) для 10-летней бескупонной облигации s₁₀ равна 6.92%. Но если мы продадим эту бумагу через год, то заработаем больше, чем 6.92%, так как облигация станет уже 9-летней и ее цена будет рассчитана исходя из новой спотовой ставки s₉ = 6.83%. Наша реализованная доходность составит
HPR = (1+s₁₀)¹⁰/(1+s₉)⁹ — 1 = f₉,₁₀ = 7.72%
Если использовать приближенную формулу, то HPR для бескупонной облигации можно разложить на две составляющие: доходность к погашению (yield, YTM) и разницу спотовых ставок, умноженную на оставшийся срок до погашения, так называемый ролл-даун (roll down return) В нашем примере:
HPR ≈ s₁₀ +(s₁₀ — s₉)∙9.
То есть, даже при небольших различиях в спотовых ставках покупка длинной облигации может принести инвестору существенный доход на коротком горизонте в случае нормальной формы кривой доходности. Эта стратегия носит название “скольжение по кривой доходности” (riding yield curve) и используется трейдерами, полагающими, что за время инвестирования КБД не претерпит существенных изменений.
Если мы будем удерживать нашу облигацию дольше года, ее стоимость будет расти как
FV = P₀(1+f₉,₁₀)∙(1+f₈,₉)(1+f₇,₈)…
Однако в сам момент погашения эта стоимость будет такой же, если ее изначально рассчитать по формуле FV = P₀(1 + s₁₀)¹⁰ т.е. предположить, что кривая доходности плоская, а ставка дисконтирования равна s₁₀
На рис. ниже приводится изменение стоимости указанной облигации при неизменной форме спотовой кривой. Видно, что она нигде не совпадает с расчетом по формуле для YTM вплоть до срока погашения облигации.
Очевидно, что если мы имеем такую картину даже при неизменной кривой бескупонной доходности, то и в случае ее произвольной динамики YTM нельзя будет использовать для подсчета будущего дохода на горизонте инвестирования меньшем, чем срок до погашения.
Более того, если для бескупонной облигации мы точно знаем полный доход в момент ее погашения, — вне зависимости от того как будет вести себя кривая, — то для облигации, выплачивающей купоны, этот доход не может быть известен заранее. Ведь, для того чтобы формула FV = P0(1+r)ᵀ осталась верна в момент погашения, необходимо реинвестирование всех получаемых купонов под одну и ту же доходность r. В общем случае добиться этого результата не представляется возможным.
В качестве еще одного примера рассмотрим приобретение двухлетних облигаций с различными ставками купона. Предположим, что номинальные доходности (облигации с такими купонными ставками торгуются за номинал) для бумаг со сроком погашения 1 и 2 года равны 3% и 6% соответственно. Как и прежде, считаем, что “кривая доходности” остается неизменной. Из номинальных ставок мы можем вывести спотовые и форвардные ставки, как делали это ранее, а затем рассчитать справедливые цены для любых двухлетних облигаций и соответствующие им доходности к погашению. В таблице 1 представлены расчеты для облигаций с купонной доходностью 0%, 2%, 6%, 10%. Для корректности сравнения мы вкладываем один и тот же капитал (100) в каждую из облигаций, полученный купон инвестируем под годовую доходность (3%) и наблюдаем за ростом стоимости вплоть до погашения.
Таблица 1На рис. ниже для наглядности построены зависимости для двух крайних случаев: ставки купона 0% и 10%.
Заметим, что в данном случае наибольший доход принесло бы инвестирование в бескупонные облигации. И это не случайность: однопериодная HPR будет максимальной именно для бескупонной облигации, если спотовая кривая возрастает. Она, как мы видели выше, равна краткосрочной форвардной ставке для этого периода. Для купонной же облигации можно показать, что HPR (за один купонный период) равна средневзвешенной по приведенным стоимостям денежных потоков форвардной ставке, т.е. будет заведомо ниже, если кривая доходности имеет строго положительный наклон.
Получается, что если инвестор с коротким горизонтом вложений предполагает, что нормальная форма кривой в ближайшие полгода не изменится, для него имеет смысл купить длинную облигацию с самым низким купоном.
Но насколько длинные облигации стоит приобретать, если форма КБД является нормальной? Может быть, самые длинные? Например, такие, для которых эфф. доходность, указанная в брокерском приложении, будет максимальной? Должна ли доходность к погашению быть единственным ориентиром при принятии решения о покупке облигаций в том случае, если КБД не является плоской, но ее форма предполагается постоянной на время удержания позиции? Ответ на этот вопрос в общем случае отрицательный.
Как мы выяснили в одной из прошлых частей, влияние выпуклости приводит к тому, что при нормальной форме КБД доходности длинных облигаций практически выходят на плато (более того, иногда дальний конец кривой может загибаться вниз, если ожидается сильная волатильность процентных ставок, т.е. нормальная форма превращается в сгорбленную)
На рис. ниже изображен как раз такой случай. Мы видим, что рост бескупонных доходностей на дальнем конце сильно замедляется, а возрастающая форвардная кривая с какого-то момента начинает убывать. Форвардная ставка, так же как и бескупонная HPR, достигает максимального значения для облигаций приблизительно 9-ти летней дюрации. При этом YTM для девятилеток будет ниже, чем, например, для 10-ти и 15-ти летних бумаг, поскольку кривая доходности остается растущей.
*Пример вогнутой кривой доходности. Форвардная кривая имеет единственный максимум.
Поведение форвардной кривой легко объяснимо, если вспомнить приближенную формулу для бескупонной HPR:
HPR = fₙ₋₁,ₙ ≈ sₙ +(sₙ — sₙ₋₁)∙(n-1)
“Прибавка” к спотовой ставке sₙ, то есть ролл-даун, будет зависеть не только от знака выражения (sₙ — sₙ₋₁), но и от произведения (sₙ — sₙ₋₁)∙(n-1) Когда рост доходностей начинает замедляться, уменьшается и спред спотовых ставок. В каком-то смысле форвардная ставка представляет собой маржинальную доходность, а форвардная кривая наглядно “высвечивает” наиболее эффективные для инвестирования участки КБД, которые затруднительно увидеть невооруженным глазом.
Таким образом, форма КБД — важный аспект, который инвесторы далеко не всегда учитывают, когда смотрят на эффективные доходности облигаций в Quik или на сайте Мосбиржи. У всего есть обратная сторона, и если в каких-то ситуациях можно повысить свою доходность, в других она может оказаться куда меньше ожидаемой. Ведь, например, в случае сильно инвертированной кривой, форма которой остается неизменной долгое время, покупка длинной облигации приведет к тому, что инвестор будет зарабатывать не положительный, а отрицательный ролл-даун при кратковременном удержании позиции, т.е. полученный прирост стоимости будет меньше, чем эффективная доходность, указанная в брокерском приложении или на сайте Мосбиржи (Напомним, что HPR > YTM в случае возрастающей кривой, HPR = YTM для плоского участка кривой и HPR < YTM в случае инверсии)
К сказанному выше можно сделать несколько замечаний
Как бы Вы поступили, максимально избегая просадки и увеличивая доходность? Берем только ОФЗ.
Вам не кажется, что цикл статей автора и Ваш комментарий попахивают академизмом без доказательств? У того же Фабоцци все сопровождается конкретными примерами.