Вам уже, наверное, надоела тема Финекса. Но я всё-таки хотел бы сделать несколько заключительных замечаний: мне кажется, нам всем сейчас важно провести пост-мортем и понять, какие ошибки мы совершили, и что можно было сделать лучше.
Вчера Сергею Спирину напомнили, что он в одном из примеров составления классического «портфеля лежебоки» приводил вариант как раз на базе FXRB, и даже сам инвестировал в этот инструмент небольшую сумму денег. Я сам в FXRB никогда не вкладывался и никому (тьфу-тьфу) его не советовал, но, конечно, и не обращал внимание подписчиков на реализовавшиеся по факту риски – потому что сам их до конца не осозновал.
Почти ровно два года назад, в мае 2020-го, мы с Владимиром Крейнделем записали серию длинных интервью, где я постарался максимально въедливо (как сейчас уже понятно – недостаточно) подкопаться под все возможные риски их ETF. Основное внимание я уделил наиболее интересующим меня лично фондам на акции и золото, а про фонды с хеджированием мы поговорили всего 15 минут из трех часов: можете посмотреть этот отрывок вот здесь.
Интересно, что все основные зацепки для того, чтобы «найти» нужный риск в этом разговоре прозвучали: два класса акций внутри одного фонда и использование месячных валютных свопов в FXRB (в отличие от ежедневных в FXMM). К сожалению, я и тут сконцентрировался на фонде денежного рынка FXMM (в который я как раз вкладывался сам и рекомендовал знакомым), и сделал в целом корректный вывод по нему – но, к сожалению, не полез вглубь вопроса по FXRB.
Также в этой беседе мы довольно много времени посвятили тому, что в процедуре хеджирования задействована не сильно известная компания Lumint (помимо, собственно, контрагента по свопам – весьма известного Bank of New York Mellon). Было бы интересно сейчас услышать комментарии от FinEx по поводу того, какую роль сыграл (или не сыграл) этот Lumint в произошедших событиях.
Завершить хочу несколькими цитатами из нашего обсуждения хеджирования Финексовских ETF (они шли не совсем подряд – за точным контекстом лучше посмотрите оригинальное видео. Оглядывась назад, сейчас они звучат совсем не так, как тогда:
— Владимир Крейндель: «Я не знаю, как работать с таким уровнем паранойи, я недостаточно образован в медицинском смысле!»
— Павел Комаровский: «Говорить, что если вся эта конструкция отлично работала семь лет, то она также будет работать и дальше, не совсем корректно – так что лично я понимаю таких параноиков…»
— Владимир Крейндель: «Я признаюсь: возможно, действительно, этот вопрос в том числе мне стоит более детально изучить. Я знаю, кто является нашим контрагентом [по свопам], знаю, кто нам помогает это делать и, соответственно, знаю, что всё работает.»
Что ж, любимый криптанами слоган DYOR (Do Your Own Research), как видим, в полной мере оказался применим и в этой ситуации…
Это просто какие-то гении, притягивающие фарт.
Где оценка регулятора, уголовное дело против кренделей?
На самом деле никто не знает куда они 2мрд дели, были там ценные бумаги вообще или сказку про злой хедж придумали, который ой-ой-ой съел ваши облигации.