Прокуратура направила свой запрос, копия которого есть в распоряжении Forbes, председателю президиума АКОРТ Игорю Караеву 25 апреля, ответить на него он должен был до 29 апреля. Подлинность письма подтвердили в пресс-службе АКОРТ.
«К сожалению, на сегодняшний день есть случаи, когда повышение закупочной цены, которое обосновывалось ослаблением рубля, не выровнялось и после укрепления национальной валюты, — говорит Игорь Караев. — Торговые сети-члены АКОРТ предпринимают все необходимые усилия для сдерживания роста цен на необходимые товары, в первую очередь из социальной группы». По словам главы ассоциации, на сегодня лишь единицы снизили цены и «совершенно не в той пропорции, в которой поднимали». Называть конкретных поставщиков Караев отказался.
Все случаи завышения цен рассматриваются торговыми сетями в индивидуальном порядке. «Мы обращались ко всем нашим поставщикам с просьбой рассмотреть возможность снижения закупочных цен в связи со стабилизацией курса, потому что все поднимали цены, обосновывая именно курсом валют. Но никто цены не снизил», — сообщил Forbes представитель одной из крупных федеральных FMCG-сетей в стране. X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Ашан», Metro отказались комментировать переговоры с поставщиками. По словам представителя не входящей в АКОРТ сети «ВкусВилл» Дарьи Плотниковой, компания самостоятельно решает вопросы ценообразования на товары с партнерами. «Все силы нашей команды и поставщиков направлены на это. Сейчас вместе с производителями работаем над сдерживанием роста цен наших продуктов: обсуждаем возможности, пересматриваем рецептуры, сохраняя наши стандарты качества», — прокомментировала она.
Представитель компании «Рузское молоко» Анна Бойко сообщила, что письмо с просьбой о снижении цен в компании получали от одной розничной сети в конце апреля, хотя цены из-за скачка валют не увеличивали. «Если мы и повышали цены за последние полгода, то эти повышения не были связаны с изменением курса, — объясняет Бойко. — Зато это письмо мы сможем использовать для переговоров с нашими поставщиками закваски, упаковки и т.д. по снижению цен обратно, до последнего масштабного повышения на 20-25%, спровоцированного последними санкциями».
В компании «Сады Придонья» говорят, что все вопросы с ретейлерами по ценам решаются в рабочем порядке. «Процесс споров по ценам с сетями перманентный, не только последние полтора месяца, — объясняет вице-президент по стратегическому развитию компании Ирина Самохина. — Что делаем? Отвечаем подробно, от чего зависит себестоимость и, соответственно, цены. Себестоимость, как известно, зависит не только от курсов валют».
В начале апреля «Магнит» попросил партнеров снизить отпускные цены и вернуть скидки обратно. «Многие уведомили о повышении, указывая валютный фактор одним из ключевых в росте себестоимости. Мы считаем, при укреплении рубля это должно работать и в обратном направлении», — сообщали ранее в компании. На сегодня ретейлеры ввели добровольное ограничение торговой наценки на ряд социально значимых товаров. Например, «Магнит» ограничил наценку на категории, обеспечивающие около 40% от оборота социально значимых товаров в денежном выражении (позиции из базовой продовольственной корзины: молоко, творог, кефир, масло сливочное, сахар и хлеб, некоторые овощи). Непродовольственные ретейлеры «М.Видео-Эльдорадо», DNS, «Детский мир» практикуют временную заморозку цен на широкий перечень необходимой продукции, сообщили в АКОРТ.
В АКОРТ приветствуют усилия поставщиков, направленные на сдерживание роста цен, и ждет, что остальные участники рынка к ним присоединятся. «Мы призываем наших партнеров придерживаться принципов добросовестного сотрудничества и действовать в первую очередь, исходя из интересов потребителей по всей стране», — добавляет Караев.
Есть чего, так сказать, расширить и углубить в плане приведения рыночка в нужные состояния)