Росстат на днях опубликовал статистику за март. Это месяц, когда основные удары уже вовсю оказывали влияние на отрасли народного хозяйства. Насколько велик ущерб у пострадавших? Как воспрянули направления, которые являются выгодополучателями? Об и пойдёт речь далее.
ДИНАМИКА ВВП
Начну с общего интегрального показателя — ВВП. В марте он вырос на 1,6%. То есть наша экономика всё ещё продолжала движение вперёд. Радости от этого маловато, потому что темпы само собой снизились. Скажем, за 2021 год ВВП вырос на 4,7%. В марте мы видим замедление в 3 раза.
Более того, все эксперты, как в России, так и за рубежом, сходятся на том, что в этом году ВВП наверняка уйдёт в минус, и упадёт примерно на 10%. Кто-то оценивает оптимистичнее, кто-то пессиместичнее, но в целом прогнозы крутятся вокруг этой цифры. Так что будущие отчёты Росстата, уже за апрель, май и июнь, принесут больше плохих новостей, чем сейчас.
Посмотрим подробнее, что же было в марте. Попробуем выявить тенденции, внутренние взаимосвязи. Надеюсь, это поможет каждому из вас быстрее адаптироваться к меняющимся условиям.
БЕЗРАБОТИЦА
Начну с безработицы. В марте она осталась на уровне февраля — 4,1%. Это все безработные по отношению к рабочей силе. Параметр посчитан по методологии МОТ — Международной организации труда. И это для России исторически минимальное значение. Так мало безработных не было ещё никогда со времён распада Советского Союза. В марте экономику уже начало трясти. Были и сокращения, и уходы в простой, но положение спасал один любопытный фактор.
Это в апреле доллар и евро упали, соответственно рубль вырос. А в марте на валютном рынке всё было очень плохо. Это привело к оттоку мигрантов. Они стали массово покидать Россию, потому что здесь им платят зарплату в рублях. Рубли в марте были дешёвыми, значит и их труд по сути оплачивался хуже. Вот они и повозвращались домой, либо потянулись в другие страны в поисках лучшей жизни.
Сейчас рубль снова крепкий, но фактор оттока мигрантов никуда не делся. Центробанк ужесточил правила по вывозу капитала за рубеж. В обменниках наличные доллары купить проблематично, ведь США официально запретили поставлять банкноты в Россию. Семье в Среднюю Азию перечислять заработанное трудно. Виза и Мастер Кард функционируют только внутри страны. Обойти заградительные барьеры можно, но сложно. Поэтому даже сейчас, при усилившемся рубле, быть трудовым мигрантом в России не весело.
Так что вряд ли безработица сильно поползёт вверх. Люди, которые теряют место из-за санкционного кризиса, довольно быстро находят альтернативу, потому, что на рынке труда стало меньше иностранных соискателей.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.
Перейду к промышленному производству. За март оно прибавило 3% по сравнению с мартом предыдущего года. Вроде бы хорошо, но индустриальный сектор — слишком широкий показатель. В нём много компонентов, и его надо рассматривать разложеным на части. Здесь и добыча полезных ископаемых, которая сейчас на подъёме и сильно поддерживает экономику. Тут и обрабатывающие производства. Они в марте начали клевать носом из-за нехватки иностранных комплектующих и проблем с экспортом.
Электроэнергетика — тоже компонент промышленности. Она выросла в марте на полтора процента. За ней надо следить особо, потому что потребление электричества говорит об общей загруженности экономики. Рассматривается как косвенный показатель роста или падения активности хозяйствующих субъектов.
Скажу коротко про полезные ископаемые. В наши дни их продажа за границу обеспечивает России основной приток денег в экономику. В марте направление выросло на 7,8%. В прежние годы из-за этого можно было бы посетовать, мол наши природные ресурсы уходят за границу. Но сейчас времена особые. Торгуем чем можем, пополняем бюджет теми способами, которые доступны.
Попутно отмечу, что сырьё для стройматериалов тоже добывают из земли. Среди них песок. У него широкое применение как в чистом виде так и в роли компонента для строительных смесей, растворов, кирпичей. В марте добыча природного песка выросла на 15,7%. Это говорит о том, что дорожные работы, возведение зданий, сооружений, мостов у нас в марте не прекращалось. Более того, видим активизацию этой сферы.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО. ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ОТРАСЛИ.
Идём дальше. Обрабатывающие производства. Ещё один компонент промышленности. Здесь происходит самое интересное — сырьё и полуфабрикаты становятся готовой или полуготовой продукцией. В марте наметился спад. Минус составил 0,3%, если сравнивать с мартом предыдущего года. Это крайне неприятно, потому что в январе был рост 10%, а в феврале 7%. Бурный послековидный взлёт остановился.
Причин две — трудности с закупкой комплектующих — раз. Проблемы со сбытом за границу — два. Нет экспорта, значит нет смысла производить столько же товаров, сколько раньше. При этом уже вовсю работает долгосрочный фактор, который особо навредить ещё не успел, но сделает это обязательно: иностранное оборудование. Зависимость от него у России крайне глубокая. Без него не откроешь новый завод и не модернизируешь старый.
СМОТРЕТЬ ВИДЕО, ЕСЛИ ЛЕНЬ ЧИТАТЬ
Есть надежда, что где-то мы сможем быстро наладить выпуск собственных товаров группы А, то есть средств производства. Но обеспечить ими все заводы и фабрики — утопия. Без импорта станков, роботов, конвейеров не обойтись. Следовательно наполнение предприятий начинкой пойдёт через посредников и с большими задержками. Новые предприятия будут открываться медленнее, чем хотелось бы.
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОКАЗАВШИЕ РОСТ
Статистику по обрабатывающим производствам за март рассмотрим более детально. В среднем получилось -0,3%, но изменчивость крайне высокая. Есть отрасли, упавшие на самое дно, а есть и те, которые взмыли вверх. Так, производство кузнечно-прессовых машин удвоилось. А это товары группы А. Они нужны для выпуска кованых и штампованных изделий из металла.
Скоро мы дойдём до автомобилей. Там сильное падение, но по той технике, которая попроще, отмечен рост. Бульдозеров сделали на 35% больше, тракторов на 25%. Сказывается то, что для этих железных тружеников требуется не так много импортных деталей, или они и вовсе не используются, всё своё родное. Так что в этом плане у России есть все шансы завалить рынок собственными чудо-машинами. А значит и земледелие, и строительство, и прокладка дорог будут обеспечены спецтехникой.
Я уже говорил про песок, который остаётся востребованным, несмотря на начавшийся экономический спад. Есть и другие указания на то, что возведение домов, ремонт, отделка остаются бойкими направлениями бизнеса. По крайней мере, в марте никто не сбавлял обороты. Это видно по тому, что производство дверей выросло на 36%, а зготовление окон плюсануло на 20%.
Росстат публикует данные по 150 промышленным товарам. Обычная сортировка в экселе даёт результат фифти-фифти: производство половины выросло, половины упало. Все не перечислить, но перед тем как перейти к отстающим, отмечу, что в России прибавка по производству круп. Мартовский рост 36%. Явно сказываются ограничения на экспорт зерна.
Больше риса, ячменя, гречихи, кукурузы остаётся внутри страны и поступает на переработку и расфасовку в пакеты. Запреты работают, подстёгивают производство товаров с более высокой добавленной стоимостью. Ну и плюс сказался ажиотажный спрос на продукцию первой необходимости. Панические закупки поддержали крупяных производителей.
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОКАЗАВШИЕ ПАДЕНИЕ
Далее список потерь. Тоже не всё, а то на что упал взгляд. В бульдозеры и тракторы мы умеем, а вот в легковушки не очень. Дефицит электронных комплектующих бьёт по всем автоконцернам мира, но у нас есть ещё и свой санкционный колорит. Некоторые глобальные игроки остановили заводы в России. Общее падение автопроизводства 72%.
Отрасль пытается перестроиться, найти альтернативных поставщиков деталей, но удар пропущен и он чувствительный. Уже есть неприятное криминальное последствие — на 10% выросло число угонов. Также стало печальным трендом воровство внешнего навесного оборудования типа зеркал заднего вида. Берегите средства передвижения, сейчас это особенно актуально.
Также налицо двукратное падение производства бытовых холодильников и стиральных машин. У нас по этой технике много сильных местных игроков, а также иностранцев, запустивших сборку в России. Но зависимость от импорта комплектующих велика, направление страдает от обрыва логистических цепочек.
Та же самая проблема и у телевизоров. Их у нас производят, хотя правильнее сказать собирают. Большая часть деталей идёт из-за границы. Два знаменитых корейских бренда, у которых есть заводы в России, уже заявили о проблемах. Один остановил завод в Калужской области, другой может последовать примеру и закрыть предприятие в Подмосковье. Причина — трудности с завозом комплектующих. Мартовские потери по телевизорам — 15%. Быстро исправить ситуацию не реально, слишком уж много в них компонентов, которые у нас не делают.
Сильно упало и производство обоев. Они выбиваются из общего благополучия сферы строительства и ремонта. По ним минус 30%. Причина в том, что обои требуют иностранных компонентов — реагентов, дорогой бумаги и красок для нанесения рисунка. Из-за перебоев с поставками, в марте произошла просадка. Будет крайне интересно наблюдать за этой отраслью, насколько быстро она начнёт восстанавливаться по мере перехода на отечественное сырьё. Спрос огромный, дело за предложением.
ОЩЕТИНИМСЯ ЗАВОДАМИ!
В завершение ещё раз отмечу, что мы рассмотрели данные за март. Влияние новых ограничений уже началось, но из-за наличия запасов ещё не стало проявляться в полной мере. Дальше будет тяжелее. От каждого из нас, от нашего ежедневного труда зависит то, как мы сможем смягчить удар и, как в айкидо, направить его в сторону свирепого и зубастого противника. Точнее противников, ведь на нас ополчился весь коллективный запад.
В ближайшие месяцы и годы России надо покрыться дорогами, обрасти полями, ощетиниться заводами, стать крупнейшей экономикой полного цикла — от сырья до переработки. И тогда все санкции, бойкоты нам будут ни по чём.
теперь мейк Раша грейт эгейн йопта