Посмотрим на национальные валюты стран, показавшие самую выразительную динамику за последний год и с начала 2022 г. Оценим траекторию наиболее слабых и сильных мировых валют.
Валютный рынок страны наиболее точно отражает тенденции, происходящие в государстве. Высокая волатильность нацвалюты характеризует повышенные риски прогнозирования курса для участников внешнеэкономической деятельности. Устойчивый тренд валют, причем необязательно на укрепление, подчеркивает глубинные процессы в экономиках.
Провал года
За последние 12 месяцев явным аутсайдером мирового валютного рынка остается турецкая лира. Высокая страновая инфляция, оригинальный способ борьбы с ценовым давлением в экономике путем понижения ЦБ ключевой ставки и высокая зависимость от импорта кратно подорожавших энергоносителей приводят к взлету пары USD/TRY: 14,8 на 80% относительно конца апреля прошлого года.
С начала 2022 г. потери лиры — 11%. Годовая амплитуда колебаний курса — почти 150%. До конца года лира может вновь ослабнуть над 16 за доллар.
Второе место среди слабейших валют занимает японская йена — падение относительно доллара за последний год составляет 20%. А с начала этого года по темпам обесценения йена и вовсе вырывается вперед — курс USD/JPY: 130,5, или -13,5% за 4 месяца. Это минимумы за последние 20 лет.
Факторы слабости йены — сохранение ЦБ Японии отрицательной ставки фондирования при активном росте инфляции, высокая зависимость страны от цен энергоносителей, что бьет по затратам национальных промышленников, а также бодрый рост глобального доллара на фоне разворота монетарного цикла ФРС США. Не исключая сейчас и более сильного падения йены, есть вероятность, что на горизонте года область 130 по USD/JPY будет притягивать пару.
Замыкает тройку слабейших валют евро. Потери валюты ЕС против доллара за 12 месяцев составляют более 13%, а потери 2022 г. — свыше 7%. Пара EUR/USD падает на минимумы 2016 г. Так и до ожидаемого нами паритета USD и EUR недалеко. Факторы и прогнозная траектория ранее уже были рассмотрены в специальном материале.
В общем курс евро подавлен на фоне нулевых ставок ЕЦБ и монетарной инертности по количественной программе при одновременной жесткости американского регулятора, зависимости еврозоны от импорта сырья и геополитики, что негативным образом сказывается на внешней торговле региона.
Драйв года
Несмотря на взрывную волатильность российского рубля, конечно, затрудняющую планирование и прогнозирование в международной торговле, к концу апреля отечественная валюта укрепилась самыми высокими темпами в мире относительно евро. Падение EUR/RUB: 75,5 и с начала года и за последние 12 месяцев рекордное — -9% и -15%, соответственно. Курс евро опустился на уровни начала весны 2020 г. Против доллара у рубля заслуги не столь большие — укрепление по 3% на обоих периодах.
Для нацвалюты доминирующим фактором стала геополитика. В момент наивысшего напряжения начала марта рубль девальвировался на 70%, а внутридневная волатильность в 15 раз превышала средние метрики рисковости финансового инструмента. Но стремительное падение рубля на исторические минимумы завершилось столь же мощным восстановлением уже через месяц. Санкции сковали импорт, а контрмеры ЦБ привели к массированным продажам валюты со стороны экспортеров.
Сейчас курс рубля зажат в коридоре 70–80 за доллар, и при его приближении к нижней границе может возникнуть соблазн сыграть от покупки доллара. Что касается евро — фактор общеевропейской слабости, помноженный на драйвер продажи газа за рубли, делает евро непривлекательным против американской валюты.
Более того, рубль и ранее демонстрировал такие кульбиты и по итогам 2021 г. становился одной лучших валют в мире.
это модель «Рейтинг Путина»