1. Херсонская область и юг Запорожской возобновили торговые отношения с Крымом.
2. Почему на Украине все последние годы росло производство зерна и падало поголовье сельскохозяйственных животных?
3. Как в 21-м веке работает европейский колониализм?
4. Почему Россия готова выкупать всё продовольствие, которое ей предложат украинские фермеры?
1. Херсонская область и юг Запорожской возобновили торговые отношения с Крымом.
Товарооборот между Крымом и югом Украины возобновляется. На симферопольском Привозе уже продано 285 тонн овощей, привезённых фермерами Херсонской и Запорожской областей. Цены ниже крымских. Так, редиска продаётся по 45 рублей за килограмм, капуста по 48-50, картофель по 50 рублей.
Для сравнения, приведу цены Крымстата. Это средние по Республике. По редиске учёт не ведётся. А вот капуста по последним замерам стоила 89,39 р. за килограмм. Картофель — 63,37 р. Выгода очевидная. Местным производителям нужно привыкать к конкуренции и перерисовывать ценники в меньшую сторону. Мы, простые потребители, помним и ценим херсонские помидоры, огурцы, лук, арбузы, дыни. Сейчас, когда инфляция стала галопирующей, рост предложения, широта ассортимента нам очень кстати.
Что касается крымских аграриев, то им в ситуации делового соперничества нужно принять единственно верную стратегию. Наращивать объёмы производства. Появление днепровской воды в канале, заполненность водохранилищ из-за осадков этому благоприятствуют. Чем больше валовой сбор, тем выше выручка. Можно спокойно снижать цену и всё равно торговать с хорошим плюсом.
Смотреть видео, если лень читать:
Зарабатывать прибыль объёмами, а не за счёт дороговизны. Так что крымский рынок сельхозпродукции в ближайшее время обязательно будет в выигрыше. Нам нужно больше хороших и сильных игроков, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и победить инфляцию.
2. Почему на Украине все последние годы росло производство зерна и падало поголовье сельскохозяйственных животных?
Фермеры украинского Причерноморья тоже получат солидные выгоды от выхода на ёмкий российский рынок. У них появится стимул расширять посевные площади и увеличивать поголовье стад. В последние годы агросектор региона, да и всей Украины находился в упадке. Особенно это касалось продукции с высокой добавленной стоимостью. Покажу душераздирающий график падения поголовья крупного рогатого скота в Херсонской области.
Численность коровок предательски росла при Януковиче в 12-м, 13-м и 14-м годах. Затем пошла угрюмо падать вплоть до нынешних времён. Последний столбик построен по данным на начало февраля 2022 г. За 10 лет сокращение в два раза. Это данные Укрстата, официальной украинской статистики. По другим с/х животным картина схожая.
Свиней в Херсонсой области в феврале 2014 года было 196 тысяч голов. Осталось на 1 февраля этого года 54 тысячи. Четырёхкратное падение. А ведь сало, подчерёвок — традиционные для Украины блюда, ставшие частью не только кухни, но и фольклора.
Попутно Дания, Польша, Нидерланды нарастили поставки на Украину свинины и продуктов из неё, потеснив местных животноводов на их родных прилавках. Сальдо внешней торговли данным видом мяса у Украины глубоко отрицательное. Импорт превышает экспорт в 10 раз. Хотя казалось бы это национальный продукт питания, стойко ассоциирующийся с украинской кухней.
По птицеводству Херсонской области тоже — депрессия и боль. 4,3 миллиона голов на 1 февраля этого года. Это всё что осталось от прежнего изобилия. 10,3 миллиона птиц было в февраля 2014 года, когда майдан победил и евроинтеграторы пришли к власти.
Отрицательная динамика по всем направлениям животноводства характерна не только для Херсонской области, но и для Украины в целом.
Тут две основных причины. Подписав Ассоциацию с Евросоюзом, Украина так толком и не попала на европейский рынок сбыта. Там своих животноводов хватает. В рамках небольшой квоты продавать можно, а всё, что выше, облагается зверскими пошлинами. А вот Европа наоборот — получила полный и безоговорочный доступ на рынок нэзалэжной. Зайдёшь в украинский магазин — полки ломятся от вкусной и разнообразной еды. Почитаешь этикетки — а это иностранные производители.
В 2014-2015 годах Херсонской области сильно помогала торговля с Крымом, который уже на тот момент был российским. Граница спокойно пропускала товары в обе стороны, и мы в Крыму охотно потребляли всё, что нам продолжали везти с украинского Причерноморья. Ну и херсонские фермеры тоже радовались рынку сбыта, на котором внезапно цены взлетели в полтора-два раза. При этом покупательная способность крымчан щедро поддерживалась федеральными деньгами. Продавать товары на полуостров было выгодно.
Но в сентябре 2015 года зазвенел первый неприятный звонок. Агрессивные радикалы начали продовольственную блокаду в надежде заморить крымчан голодом, и товарооборот полуострова с Украиной оборвался. Вызвать голод не получилось, потому что в Крыму к этому времени уже была налажена доставка грузов с Краснодарского края. Российские ритейлеры обрадовались освободившейся нише и охотно её заняли. Паромная переправа работала на всю мощь. Оптовые склады заполнялись грузами с материка. Попутно в Крыму полным ходом пошла расти своя сельхозка, увеличивая ассортимент на рынках и магазинных полках.
В январе 2016 года Владимир Путин распространил на Украину продовольственное эмбарго. Приравнял её к Европе, так сказать. Власти поняли, что Россия в снабжении себя едой справится и без ненаглядной соседки. В итоге Украина лишилась щедрого и благодарного российского рынка. Благодарного — потому что вкусовые предпочтения у нас одинаковые, и украинская продукция идеально ложилась на потребности россиян. В Симферополе продолжал попадаться на полках «Соус Краснодарский» херсонского производства, но это было скорее исключение из общего правила. Ручеёк поставок практически иссяк.
В итоге украинские фермеры потеряли российский рынок сбыта, и так и не приобрели европейский. Поголовье скота, достигнутое на 2014 год, стало не нужным. И пошла резня… Лишнюю часть стад фермеры сокращали вполне очевидным способом. Назову драматичные цифры по поголовью крупного рогатого скота в целом по Украине. Февраль 2014 года, месяц победившего майдана — 4,6 миллиона особей, на 1 февраля этого года — всего 2,7 миллиона.
Когда экспорт в Россию прекратился, жители Украины некоторое время радовались — в мясных лабазах стало много дешёвой свинины и говядины. На внутренний рынок уходило то, что перестала покупать Россия, и так и не начала брать Европа. Но постепенно переизбыток закончился. Невидимая рука капиталистической экономики сделала своё дело. Цены стали подрастать и шокировать разбалованных дешевизной покупателей. Киев ещё до начала спецоперации догнал по дороговизне Крым, над которым потешался все предыдущие годы. (Мол, смотрите, как у вас дорого, а у нас в два раза дешевле!).
А что же украинские фермеры? Куда им податься? Чем заниматься? В магазинах всего завались — поляки, немцы, венгры охотно продают всё, что душа пожелает купить. Красивые упаковки, великолепное качество. Вот она Европа, рядом! А свой агробизнес накрылся, корова зарезана, куры тоже, перспектив нет. Вариантов мало, и все они плохие. Либо ехать в Европу на заработки. В польских садах и на фермах выращивать то, что будет продано в другие страны, в том числе на Украину.
Либо идти в армию воевать против Донбасса и полученное жалованье перечислять семье. Финансирование армии оставалось щедрым благодаря постоянной подпитке бюджета от иностранных покровителей. Либо ещё один вариант, который тоже стал массовым: идти в сомнительный кол-центр, садиться на телефон и звонить россиянам, представляясь службой безопасности Сбербанка. Российское МВД не раз сообщало, что львиная доля дистанционных мошенников действует с территории Украины. Угасание сельского хозяйства и бурный рост незаконных промыслов неразрывно связаны друг с другом.
3. Как в 21-м веке работает европейский колониализм?
Во всём этом примечательна одна деталь. Западные партнёры убивали на Украине те производства, которые создают высокую добавленную стоимость и снисходительно терпели те, которые относятся к сырьевым. Мясо, молоко, яйца — это более сложные товары, чем пшеница и кукуруза. Чтобы вырастить птицу или корову, требуются растительные корма. То есть животноводство — более высокая ступень по сравнению с земледелием.
На Украине по отдельным видам растениеводства наблюдалось благополучие — так, выращивание зерновых шло вверх. А зерновые — это (на минуточку) базовое сырье. В производственной цепочке — начало начал. С кукурузой, пшеницей и ячменём никто из западных кураторов не боролся. Более того, Европа, относясь к Украине как к источнику дешёвых ресурсов, сама покупала унеё зерно. Испания, Нидерланды, Италия — в первой десятке крупнейших клиентов. А вот животноводство как более сложная отрасль находилось на Украине в стадии долгосрочного угасания.
Свой рынок для украинской колбасы, тушёнки, сала, сыров, йогурта, мороженого европейцы так и не открыли, потому что это направления, где происходит высокий передел исходного сырья, они только для своих. Вспоминается известная скороговорка. Это не колониализм. Это неоколониализм. В 21 веке порабощение других стран именно так и работает. Метрополия у них забирает дешёвое сырьё, а им продаёт дорогую готовую продукцию.
4. Почему Россия готова выкупать всё продовольствие, которое ей предложат украинские фермеры?
И вот, Херсонская область снова торгует продовольствием с Крымом. И это лишь начало. Через Крымский мост в перспективе она получит доступ на весь рынок 1/7 части суши. У России сейчас по-настоящему много непотраченных денег. У нас великолепная экспортная выручка от торговли топливом и сырьём. При этом резко ограничены возможности её потратить: каналы импорта перекрыты. Любой производитель, который может россиянам что-то предложить, будет иметь гарантированный успех.
Если есть сбыт, значит будет и экономический рост. На наших глазах начинается возрождение Северного Причерноморья. Послемайданное марево рассеялось. Регион несомненно вернёт статус сельскохозяйственной житницы. Это произойдёт как по простым видам продовольствия, так и по более сложным. Россия купит всё. Как я уже говорил, по кулинарным пристрастиям мы абсолютно совместимы. Сосиски, кетчупы, майонезы, макароны, рыбные консервы, вина… Помним на вкус и любим всей душой.
Добро пожаловать, дорогие. Мы заждались и соскучились.
Херсонские арбузы дерьмо в кубе.
но такой фразы еще не слышал «У нас великолепная экспортная выручка»
Надо будет взять на вооружение
Украине не нужны производства вообще! Никакие! От этого все проблемы! Всё равно рынков сбыта для них нет. Там нужны простые методы хозяйствования. Проверенные временем!
Сначала нужно отбить все затраты на СВО! Получить репарации! Потом можно поговорить! Позже. Лет через 50! Не стоит забегать вперед!
В конце концов, у России есть свои фермеры! И производства. Их интересы первичны. И им нужны работящие рабочие руки!
Интересная мысль. А ведь Россия тоже в основном продавала товары низкого передела за рубеж, то есть сырьё, а покупала наоборот с высокой добавленной стоимостью. И что им не нравилось?! Видимо, совсем прижало, и, видимо, трансатлантический партнёр решил притопить европу, не зря ж и бриты от туда ломанулись, сверкая пятками.