Как точно, порой, описывает какое-либо событие популярное ныне выражение «но это не точно». Например: выход на пенсию мне предстоит в 63 года, но это не точно; пенсия моя при этом составит столько-то, но это не точно. Или: идет специальная военная операция, но это не точно; ЦБ приложит все усилия для стабилизации ситуации и продолжению устойчивого роста экономики и благосостояния граждан, но это не точно и т.д и т.п.
Целью текущей заметки является выявить взаимную связь дюрации индекса, его цены и доходности. Индекс в нашем случае RGBItr (индекс государственных облигаций полной доходности). Выборка лет: с 2016 года. Данные взяты с сайта МБ.
На нижеприведенном графике цены закрытия представлены синей кривой, доходность – серой, дюрация – оранжевой.
По фундаментальному свойству облигации изменение ее цены происходит в направлении, противоположному изменению требуемой доходности. И это точно. А что с дюрацией? На графике обнаруживаем ее резкие взлеты с последующем снижением. После недолгого недоумения становится понятным, что причиной взлетов является погашение очередного выпуска и исключение его из расчета индекса. Последующие же снижения до очередного погашения – уменьшение «жизни» облигаций. К чему это все? К тому, что дюрация индекса в этом контексте теряет свое основное свойство – меру риска и зависит в большей степени от срока жизни выпусков, входящих в индекс, нежели чем от рыночных изменений требуемой доходности.
На представленной выборке в 5 с лишним последних лет дюрация изменяется в диапазоне 1561-1957 дней ( 4,3-5,4 года). Прослеживается некоторая положительная корреляция с ценой, но это неточно.
Подводя итог. Похоже, что активная стратегия торговли, заключающаяся в поддержании дюрации портфеля сопоставимой с дюрацией индекса не принесет нам улучшение доходности, к которой мы все стремимся. Это может быть неточным. А вы как считаете?
Дюрацию лучше сравнивать с чистой ценой.
Но неопределенности очень большие, рынок их не учитывает, т.к. стал кастрированным.