Коллективный Запад ограничил возможности Банка России оперировать валютой, и смысл держать валютные резервы стал сомнителен. Но нет худа без добра. Теперь ЦБ вместо вредных валютных может смело прибегать к полезным рублёвым интервенциям. Рублёвые интервенции стабилизируют курс и, что гораздо важнее, ускорят рост экономики.
Доброе слово о Кудрине-кудесникеПризрак «голландской болезни», а именно ею чревато чрезмерное укрепление национальной валюты, заставил Центробанк в 2003-2008 гг. масштабно «печатать» рубли и скупать на них валюту. Требовалось, словами А.Л. Кудрина, «стерилизовать» в валютных резервах хлынувшие в страну нефтедоллары. Операция удалась. И не мудрено: ведь условный «печатный станок» находился не на далёком Западе, а непосредственно в руках ЦБ.
Принятая Центробанком с подачи Кудрина тактика борьбы с чрезмерным укреплением рубля очевидным образом стабилизовала курс. Но куда более важным стал побочный эффект насыщения экономики этими, обеспеченными нефтедолларами, рублями. Эффект этот – феноменальные темпы роста ВВП. В 2006-2007 годах они, к слову, превышали 8%.
На первый взгляд, повторить тот опыт сейчас — невозможно. ЦБ ограничен санкциями в операциях с долларами, евро и некоторыми другими валютами. И если даже ему удастся их (доллары или евро) купить, то доступ его к купленной на кровные рубли валюте окажется заблокированным.
Как справедливо отметил президент Путин, Москве в этой ситуации проводить операции в долларах и евро даже при продаже энергоносителей, не говоря уж о том, чтобы складировать их в резервы ЦБ, больше не имеет смысла.
При этом задача борьбы с укреплением рубля остаётся актуальной:
Во-первых, излишне крепкий рубль даёт импорту возможность подавлять местное производство (та самая «голландская болезнь»).
Во-вторых, борьба с укреплением – самая удобная позиция ЦБ для стабилизации курса национальной валюты.
Самое же главное, борьба с укреплением рубля – отличный способ добавлять новые, причём полновесные, обеспеченные купленными активами (например, валютой), рубли в российскую экономику. Ведь именно такое половодье полновесных новых рублей обеспечило феноменальный рост российской экономики в славное путинское десятилетие 1999-2008 годов.
Китайский кейсВообще-то говоря, центральным банкам трудно бороться с игрой не на повышение, а на понижение курса национальной валюты. Бороться же с её укреплением обычно не проблема. Ведь для этого всего-то и надо, что печатать свою валюту и выкупать на неё любой объём валюты иностранной.
Так, Народный банк Китая успешно противостоял укреплению юаня целых 10 лет, с 1995 по 2005 годы.
График. Курс юаня в 1995-2005 годах был, фактически, фиксированным.
Не мудрствуя лукаво, китайцы прибегли к описанной выше технологии: печатали юани и покупали на них приходящую в страну валюту. За это время ЗВР Китая выросли с 58 (1994 г.) до 831 млрд. долларов (2005 г.). Курс юаня же в это время был сама стабильность. Надо ли говорить, что ВВП Китая в это время стабильно рос средними темпами 9,4% в год?
С небольшими вариациями аналогичную политику борьбы с укреплением национальной валюты применяли и многие другие страны, в том числе Швейцария (2011-2015) и даже Россия (2003-2008).
Что мог бы делать Банк РоссииСейчас России было бы крайне выгодно стабилизировать курс рубля именно что по «китайскому образцу». Но Банк России представляет дело так, что из-за санкционных ограничений на операции с долларами и евро воспрепятствовать укреплению рубля он не может .
На самом деле у Банка России есть достаточно простой обходной манёвр. Даже если ЦБ не может «привязаться» к доллару США прямо, ничто не мешает ему сделать это опосредованно: например, через такой хорошо известный биржевой товар как золото.
Для этого банку достаточно было бы знать всего две величины:
а) цену золота на мировых биржах (для удобства изложения примем за основу цену 8 апреля с.г., 1946 долларов за тройскую унцию) и
б) целевой курс рубля (предположим, что экономике был бы комфортен курс 85 рублей за доллар).
Простой расчёт показывает, что текущая цена грамма золота находится на отметке 63 доллара, что при целевом курсе в 85 рублей за доллар соответствовало бы 5 318 рублей за грамм (таблица).
Таблица. Цены за грамм золота при целевом курсе в 85 руб/долл.
Расчёт прост: целевая цена в рублях за грамм (столбец 6) в 2,73 раза больше, чем соответствующая цена в долларах за унцию (столбец 2).
Если ЦБ будет скупать золото на внутреннем рынке до тех пор, пока цена грамма золота не сравняется с целевой, он добьётся сразу двух целей:
1. В экономику наконец-то поступят так нужные ей сейчас рубли.
2. Курс рубля перестанет укрепляться и двинется к целевому курсу.
Почему курс рубля неизбежно начнёт меняться? Если кратко, из-за арбитража участников рынка.
Чуть подробнее это выглядит так. Представьте, что курс рубля всё ещё ниже целевого, например, 79 рублей за доллар.
Тогда за рубежом 1 грамм золота можно купить за 63 доллара (4 980 рублей), а продать в России — по существенно более высокой цене, стремящейся к 5 318 рублей. Это приносит участнику операции прибыль около 7%, причём не годовых, а с каждой сделки. Соответственно игроки будут покупать золото за рубежом за доллары, чтобы как можно быстрее продать его в России за рубли. Когда вырученные рубли придут на биржу конвертироваться в валюту, чтобы фиксировать прибыль, это, при прочих равных, приведёт к снижению курса рубля.
Такой арбитраж будет вести к росту цен на золото «там» и к падению цен на золото здесь. То есть, цены, в соответствии с пресловутою невидимой рукою рынка неизбежно будут стремиться к выравниванию. Но так как Центробанк будет исходить из неизменного (целевого) курса 85 рублей за доллар, то к этому курсу вслед за рынком золота будет мигрировать и валютный рынок.
Применять такую тактику можно и к другим биржевым активам, подключая к игре валюты, по которым действия ЦБ санкциями Запада никак не ограничены.
Добрую службу стране и Центробанку может сослужить не только золото. но и другие биржевые товары. Никель и медь, платина и палладий — любые биржевые металлы заслуживают того, чтобы с премией к мировому рынку скупаться Центробанком на «свежеотпечатанные» на Неглинной самые лучшие в мире рубли.
Стабильность курса плюс экономический ростКурс национальной валюты (в нашем случае — рубля) — это и показатель здоровья экономики, и инструмент управления ею, и результирующая действий разнообразных экономических и политических сил.
Импортёрам выгодно, чтобы рубль крепчал.
Экспортёрам — чтобы слабел.
Основной же массе экономических агентов — и производителям, и потребителям — выгодно, чтобы курс рубля был железобетонно стабилен. Тогда и домохозяйствам, и предприятиям легче прогнозировать свои доходы и планировать свои расходы. То есть, контролировать свою экономическую судьбу.
Девальвацию рубля спровоцировали санкции: население, банки и предприятия бросились спасать рублёвые сбережения от неизбежной инфляции, перекладываясь в валюты стран-противников.
Центральный банк отреагировал на санкции в принципе правильно (взметнув ключевую ставку более чем в 2 раза, с 9,5% до 20%). Помогло и решение президента, объявившего 23 марта, что «недружественные» России страны будут за импортируемый ими газ платить Газпрому рублями.
Возникшую на наших глазах тенденцию укрепления рубля надо использовать. Причём не для того, чтоб вновь ослабить чрезмерно крепкий рубль, а именно для стабилизации его курса (см. выше пример Китая)
Но стабильный курс – это не все плюсы, которые получит Россия. Тенденция к укреплению рубля – это как попутный ветер в паруса российской экономики. И если ЦБ, чтобы стабилизировать рубль, прибегнет к рублёвым интервенциям, это всё равно, что кораблю экономики поднять паруса и набирать скорость с попутным ветром. Именно так и действовал ЦБ в 2003-2008 годах.
Если же в борьбе с укреплением рубля ЦБ предпочтёт (как было в 2015 году и, увы, повторено сейчас) и дальше снижать ставку, то шанс обеспечить рост экономики будет упущен. К радости коллективного Запада, где так рассчитывают на спад в российской экономике.
К сожалению, пока ЦБ, оправдывая ожидания противника, привычно идёт ошибочным путём.
zen.yandex.ru/media/m2econ/sposoben-li-bank-rossii-protivostoiat-ukrepleniiu-rublia-s-polzoi-dlia-ekonomiki-62547bf5c74ab56138c87c20?&
Кто-то с мировой торговли и партнёрства пятьдесят лет сладко жрал, теперь ни рубля крепкого им не надо, ни кредитов ни институтов для русских. Чуть рубль откатился, аналитиков вот подсылают, все объясняют дуракам. Но теперь проблемы, бабы людей не нарожали и за слабый рубль страну строить сейчас согласны только киргизы, и чтобы в пределах МКАД!