Стабильно растущий лидер российского IT-рынка — именно так звучали «регалии» Яндекса еще 1,5 месяца назад. Лидером на рынке компания остается и на сегодняшний день, но по поводу стабильности и роста в связи с текущими обстоятельствами появляются вопросы. Давайте разбираться.
15 февраля компания опубликовала эффектные результаты за четвертый квартал и весь 2021 год:
- годовой рост выручки по сравнению с 2020-ым составил +63 %;
- рост квартальной выручки относительно аналогичного периода предыдущего года составил +54 %;
При этом скорректированная чистая прибыль снизилась на 55% как в разрезе аналогичных кварталов, так и в сравнении год к году. Причина — активное инвестирование в быстрорастущие проекты и сервисы, особенно в сегменте электронной коммерции. И факт постоянных вложений в свое развитие делал Яндекс очень привлекательной и перспективной историей для инвесторов как в России, так и за рубежом. К этому пункту мы вернемся позже.
Яндекс представляет собой целую экосистему, что в принципе диверсифицирует его бизнес. При разборе финансовой отчетности компании, как правило, эксперты раскладывают показатели по каждому из сегментов. В силу неактуальности заявленных ранее менеджментом прогнозов на этот год оставим цифры в стороне и посмотрим на нынешние перспективы.
Из всех сегментов «Поиск и реклама» занимает большую часть в выручке Яндекса — более 40%. Так как с российского рынка рекламы уходят иностранные конкуренты (Google, YouTube, «та, которую нельзя называть»), для Яндекса появляется возможность существенно увеличить свою долю в этом направлении и, соответственно, свои доходы. Но не стоит забывать, что помимо тех, кто рекламировал, российские площадки покидают и те, кто рекламировался. Также в силу общей неопределенности многие компании начинают урезать свои рекламные бюджеты. Такой себе баланс получается, без больших амбиций, но все-таки с долгосрочной перспективой.
Второй по размеру бизнес компании — «Такси». Сюда же добавим «Драйв», так как ситуация для них похожа — ожидается рост цен и даже дефицит автомобилей + рост стоимости обслуживания автопарка, соответственно = рост на услуги этих сервисов и снижение доступности их использования населением. И если для перспектив «Такси» можно отметить положительный фактор — уход с рынка конкурентов «Ситимобил» и Gett, то по «Драйву» пока сказать утешительного нечего. Будет непросто.
Яндекс сосредоточен на развитии своих технологических продуктов, в том числе облачных технологий и беспилотников в подразделении «Селф Драйвинг Кар». Развитие этих направлений требует использование как минимум передового технического оборудования и соответствующего программного обеспечения, наличие которых обеспечивалось в том числе сотрудничеством с зарубежными компаниями. И эти процессы уже сильно ограничены, что затруднит и развитие технологического подразделения в целом. По заявлению представителей Яндекса, текущих ресурсов достаточно на период 12-18 месяцев, и это поддержит бизнес какое-то время. В «прежнее время» перспективы данного направления обещали быть очень высокими.
И +10 к осложнению — отток квалифицированных разработчиков из страны. У Яндекса и ранее были высокие требования к сотрудникам, но теперь конкурировать с другими компаниями за качественные кадры станет еще труднее.
Что касается сегментов «Маркет» и «Фудтех» — они требуют больших вложений для своего интенсивного развития. На настоящий момент, вероятно, компании придется пересмотреть расходы на эти бизнесы (в принципе, как и на все). И здесь уже не привести в аргументах «за» историю про уход конкурентов — Ozon, Сбер и Wildberries точно остаются, но с такими же вопросами к оптимизации своих процессов. Но Яндекс уже делает шаги к расширению и заходит в конкуренцию с Авито и Юлой, запустив в начале апреля на Маркете направление поддержанных товаров.
Так как информационный фон сейчас имеет очень сильное влияние, а то, что ты транслируешь, может оказать прямое влияние на твои дальнейшие перспективы, Яндекс рассматривает продажу двух важных сегментов из своего портфеля — «Новости» и «Дзен». Поддерживать нейтральный контент на этих площадках затруднительно, что повышает риски для компании оказаться в «немилости». Пока нет точного понимания, кому и в каком формате перейдут ресурсы. Но процесс не быстрый и будет длиться еще не один месяц.
Что с облигами? Долг по конвертируемому займу в размере $1,25 млрд. Хотя Яндекс не находится под санкциями, американская биржа приостановила торги его бумагами еще 28 февраля. При отсутствии торгов акциями в течение 5 дней держатели бондов могут потребовать вернуть им деньги раньше, чем в установленном 2025 году. По данным компании, на 28 февраля объем денежных средств в валюте на ее счетах составлял $615 млн, и $370 из них находятся за рубежом. Вариант отдать весь кэш на расчет по бондам — нежелательный, так как это существенно снизит ликвидность компании и затормозит процессы по другим расчетам. Из адекватных выходов — реструктуризация долга.
Как мы уже сказали ранее, Яндекс — целая экосистема, поэтому каждую из ее подсистем можно рассматривать на вопрос перспектив долго и пристально. Подведем общий итог: так как бизнес компании направлен в первую очередь на Россию и страны СНГ, где работа не останавливается, сильной просадки компания не получит. Но рост бизнеса и перспективных направлений явно ограничен, а в каждом отдельном сегменте остаются свои риски. Сейчас для компании против инвестиций в рост, которые окупятся в будущем, выступает более приоритетная задача — генерация денежного потока здесь и сейчас.
Предполагаем, на настоящий момент стоит сместить взгляд на компанию с позиции «акции роста», которые и оценивались соответствующими высокими мультипликаторами, к позиции Яндекса как сильного диверсифицированного бизнеса с перспективными проектами на долгосрочном горизонте. И из этой позиции дождаться финансового отчета, чтобы все-таки увидеть реальные показатели.