Как мы оцениваем справедливую стоимость компании?
Мы прикидываем операционные показатели компании, объем продаж компании, пытаемся предсказать цены на товары и услуги, соответственно так мы получаем прогнозную выручку компании в будущем.
Далее, чтобы получить будущую прибыль, мы должны оценить затраты, налоги и так далее.
Чтобы получить оценку справедливой стоимости компании, мы приводим будущие доходы к текущему моменту через процентную ставку.
***
Предположим, у нас модели есть 3 неизвестных ключевых параметра, от которых в наиболее существенной степени будет зависеть будущая выручка компании: X Y Z.
В нормальных условиях погрешность каждого параметра у нас составляет, допустим 10%.
После 24 февраля у нас погрешность ключевых параметров возросла до 30-50%.
В случае, если эти параметры перемножаются, то мы получаем рост погрешности оценки справедливой стоимости в разы.
Например, мы раньше считали что какая-то компания-экспортер отгрузит 100 тонн продукции, а в реальности, из-за санкций, отгрузки могут составить только 60-70 тонн. И спрогнозировать точно будущий объем стало гораздо сложнее.
Ключевой параметр оценки доходности — это процентная ставка. До 22 февраля мы думали что 10% — это потолок роста ставки, а она за неделю поднялась до 20%. Нас больше волнует долгосрочная ставка, которая напрямую зависит от инфляции. Так вот неопределенность по ней радикально возросла, потому что будущая инфляция может составить и 10% и 30%.
Ещё один переменчивый параметр — это премия за риск, которую мы добавляем к “безрисковой” процентной ставке, чтобы получить ставку дисконтирования денежных потоков компании. Она тоже может существенно вырасти, например, из-за особенностей мобилизационной экономики текущего момента и появления новых неожиданных правил игры для бизнеса на российском рынке.
***
БОльшая определенность наступит, когда:
👉СВО на Украине закончится
👉Большинство основных санкций будут оформлены в окончательном виде
👉Станут ясны все нюансы мобилизационной экономики
Вывод: Высокая неопределенность по всем параметрам в текущем моменте делает бессмысленными попытки оценить точную справедливую стоимость той или иной бумаги из-за огромной погрешности по каждому из будущих параметров, которые дают кратный разброс оценок.