Денежная реформа в СССР 1991 года (также известна как павловская реформа — по фамилии премьер-министра СССР Валентина Павлова) — обмен крупных банкнот, проведённый в СССР в январе — апреле 1991 года.
Формальной же причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.
"Никакой подготовки к реформе не ведется", — уверял Павлов с высокой трибуны еще в конце 1990 года.
22 января 1991 года в вечерней программе «Время» зачитали указ об изъятии из обращения пятидесяти- и сторублевых купюр и их обмене на банкноты нового образца.
Сохранилась запись того эфира: в первые его секунды у ведущей Анны Шатиловой вышел из строя микрофон. Около минуты перед миллионами телезрителей она переговаривалась с аппаратной, а потом, когда звук наконец был налажен, зачитала с листочка указ Горбачева.
Как утверждает Анна Шатилова, за пятьдесят лет карьеры таких провальных ситуаций у нее не было ни до, ни после того случая.
«Вижу: написано про обмен пятидесяти- и сторублевых купюр. Текст с телетайпа, моноширинный шрифт, в нем сокращения „тчк“, „зпт“ — читать его трудно. Толком даже и не поняла в первый момент, что означала эта информация, мне бы только прочитать. После эфира нас вызвали на ковер объясняться: „Что это было?“ Потом выяснилось, что произошел обрыв провода. Кто-то оборвал провод, я думаю, это было сделано умышленно».
«Мы тогда с моим соведущим Игорем Кудриным приезжали в „Останкино“ к трем часам дня: сначала читали новости на Сибирь, потом шла орбита на Урал, а в девять вечера должна быть на Москву. Обычно нам заранее приносили папки с информацией, мы ее читали, раскидывали на два голоса. И вот остается десять минут до эфира, а папка еще не готова, мы сидим в информационной комнате, даже не в студии, ждем. И вдруг крик: „Шатилова, Кудрин, срочно в студию! Сейчас принесут какой-то очень серьезный материал!“ Я говорю: „Пусть Игорь читает!“ —
»Нет, ты будешь читать". Спрашиваю: «А что там?» — «Не знаем! По телетайпу ТАСС должен дать новость».
Информации не было, даже когда уже дали отбивку программы «Время» под знаменитую музыку «Время, вперед!» Свиридова. В последнюю секунду, по воспоминаниям Анны Шатиловой, к ней подбежала редактор и сунула рваный листок с текстом сообщения. Ведущая нажала кнопку микрофона, поздоровалась с телезрителями и поняла, что ее микрофон не работает. Звукорежиссер по телефону сказал, что сейчас перекинет ей «журавль» — микрофон на длинной палке, и велел смотреть на лампочку и после ее включения мысленно посчитать до трех и начинать. Но, видимо, опасались, что опять будет заминка: на записи слышно, как за кадром Шатиловой дают команду: «Читай!»
Очевидец тех событий, москвич Александр Воробьев, был студентом, жил с родителями-пенсионерами. Выпуск новостей смотрели всей семьей.
«Мы тогда уже были ученые и знали: все, что ни делается в стране, скорее всего, не к лучшему...»
tass.ru/obschestvo/10512683