Владимир Путин объявил о переходе на экспорт за рубли. Как это повлияет на экономику России, и что надо делать Центробанку, чтобы не профукать открывающиеся возможности.
Важное объявлениеНа совещании с членами правительства президент Владимир Путин объявил о том, что российский экспорт переходит на оплату за рубли.
Сначала это коснётся только экспорта газа, и только в «недружественные» страны, но из слов президента ясно, что это только начало.
«Мною принято решение в самое короткое время реализовать комплекс мер по переводу оплаты — начнем с этого — нашего природного газа, поставляемого в так называемые недружественные страны, за российские рубли».
Попробуем разобраться, что это будет означать для российской экономики. И что надо сделать Центробанку, чтобы эффект от перехода внешней торговли на рубли был позитивным для экономического роста.
Из кармана в карманПредставим, что зарубежный покупатель газа в день расчёта по контракту покупает на Московской бирже за свою валюту (например, за доллары) рубли и перечисляет продавцу. Скажем, на 1 млн. долларов будет куплено около 100 млн. рублей.
Это мало чем отличается от нынешней схемы, по которой 80% своей валютной выручки российский экспортёр обязан продавать на бирже. Получив за свой товар 1 млн. долларов он 800 тыс. долларов продаёт на бирже.
Разница в том, что в новой схеме на бирже продаётся 100% валюты вместо 80%. И продаёт валюту не российская компания-экспортёр, а зарубежная компания-покупатель.
Влияние на рублёвую денежную массу (а именно её количество в экономике России играет решающую роль для экономического роста) от этих операций нулевое. Одни и те же рубли в этой схеме переходят из одних рук в другие руки (на время переходя из рук резидентов в руки нерезидентов), но больше рублей от этого не становится.
Это как перекладывание из кармана в карман, которое, как известно, количество денег не увеличивает. Потому что перетасовываются «старые» рубли, новых рублей в этой схеме не появляется.
Манёвр ЦБ: количество рублей в экономике в такой схеме будет расти, если продавцом рублей в описанной сделке выступит российский ЦБ. В этом случае валюта будет куплена за «свежеотпечатанные», то есть, вновь созданные Центробанком рубли. Рублей в экономике станет больше, что, при прочих равных, способствует ускорению экономики.
Курс рубляПри прочих равных, переход экспорта на расчёты в российской валюте приведёт к укреплению рубля. И Центробанку совсем нет никакой необходимости отслеживать конкретные сделки и выступать в них контрагентом (о других сложностях мы ещё скажем ниже).
Гораздо проще поступать так, как ЦБ уже поступал в 2003-2008 годах. Он просто тупо боролся с укреплением рубля. А борьба с укреплением в том и заключалась, что ЦБ придерживался определённых ценовых уровней, на которых выходил на рынок и продавал рубли за валюту. По той же схеме действовал и китайский ЦБ (см. «Как защитить атакованный Западом рубль»).
Так и сейчас. Если ЦБ позволит рублю укрепляться, значит он упустит возможность добавлять рубли в экономику испытанным в 2000-е надёжным способом.
Манёвр ЦБ: количество рублей в экономике будет расти, если ЦБ выберет определённый уровень (скажем, 105 рублей за доллар) и не позволит рублю укрепляться, выкупая за «свежеотпечатанные» рубли любое количество валюты.
Заметим, что высокие ставки (и даже более высокие чем сейчас) такому манёвру ЦБ способствуют.
А зачем Центробанку валюта?В этой схеме есть подводные камни. Зачем Центробанку покупать такую валюту? Ведь, по словам президента
«поставлять наши товары в Европейский союз, в Соединённые Штаты и получать оплату в долларах, евро, ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла».
К тому же ЦБ покупать валюту напрямую, без посредников, сейчас не может, его операции в перечисленных выше валютах заблокированы.
Получается, что ЦБ не может воспользоваться новыми возможностями? Может. Во-первых, он может покупать валюту через хитрые схемы, используя посредников.
Во-вторых, ЦБ может поступить ещё проще: активнее добавлять рубли в систему по другим доступным ему каналам.
Вспомните, чем объяснялось нежелание ЦБ добавлять рублёвую ликвидность в систему, например, в кризисном 2008 году. ЦБ тогда боролся с ослаблением рубля (губительными для экономики валютными интервенциями). И попросту боялся, что рубли, добавленные им по другим каналам предоставления ликвидности, разными путями всё равно придут на валютный рынок и «испортят» его работу по стабилизации рубля.
Те действия ЦБ были ошибочными и нанесли большой ущерб экономике России. Но они же дают понимание, что рубли на валютном рынке и рубли, предоставленные по другим каналам – это как вода в сообщающихся сосудах.
А это значит, что ЦБ может и не продавать сам рубли на валютном рынке. Он может просто добавлять рубли в экономику любыми другими способами (давая банкам в долг, покупая за «свежеотпечатанные» рубли на открытом рынке золото, облигации, акции, товарные активы и многое другое – см. «Набиуллина 3.0: есть ли шанс на апгрейд»). И добавлять их до тех пор, пока не прекратится укрепление рубля на валютном рынке.
Резюме для «чайников»Продолжение следует
Во второй части этого материала рассмотрим ситуацию, где рубли «выходят» за границы России и становятся валютой сделки не только по покупке российского газа, и не только в сделках с Россией.
Продолжение следует..
zen.yandex.ru/media/m2econ/eksport-za-rubli-623b3e2fce76351f6dc9144b
По понятным пречинам доллар/евро не являются эквивалентом. Эти эмиссии ни чем не обеспечены, как только мы (РФ), даже косвенно начинаем вести деятельность в эквивалентах этих фантиков- мы сразу возвращаемся в Бреттон-Вудскую систему.
Из расчетов следует полностью исключить эквиваленты евродоллара.
Но меня терзают смутные сомнения, что ЦБ РФ не будет укреплять рубль, хотя бы до январских значений. Для российской экономики курс доллара к рублю 1: 100/120 более удобен.