Когда в июне 2013 года Эльвиру Сахипзадовну назначили главой ЦБ, она прилежно повторила все ошибки своих предшественников. Повторение пройденного дорого обошлось стране: к началу 2015 года ЗВР похудели на треть, с 518 до 356 млрд долларов. Курс рубля при этом упал более чем вдвое, с 32 до 66 за доллар. Экономика же с 4% роста в 2012 году замедлилась до 0,7% в 2014. А в 2015 году и вовсе сжалась, на 2%.
Набиуллина 1.0: повторение пройдённогоЭльвира Набиуллина – экономист, не финансист. Но, возглавив ЦБ, бросилась спасать не экономику, а рубль. Именно с её приходом развернулись масштабные валютные интервенции в поддержку слабеющего рубля, продолжавшиеся более полутора лет, до февраля 2015 года.
В ходе этих интервенций Банк России изъял из российской экономики (другими словами, стерилизовал) более 4 трлн рублей. Стабилизировать курс (паля, как выразился Владимир Путин, золотовалютные резервы) ей, как и её незадачливым предшественникам, Сергею Дубинину и Сергею Игнатьеву, не удалось. (Да, впрочем, и не могло удаться). И в декабре 2014 года рубль рухнул.
Всплеск безуспешно таргетируемой (интересно, кто-нибудь помнит ещё, что инфляционный таргет = 4%?) инфляции довершил дело: весной 2015 года при росте денежной массы на символический 1% цены в стране росли на 17%. Покупательная способность денег в стране падала, совокупный платежеспособный спрос экономики снижался, что неизбежно вело – и привело! — к падению ВВП.
График 1. Набиуллина 1.0: за четыре года (2013-2016) экономика страны выросла в пределах статистической погрешности, всего на 0,7%
Вынужденный отказ Банка России от валютных интервенций в феврале 2015 прекратил обескровливать экономику. С лагом в 4 квартала, соответственно, прекратилась и рецессия.
Но вот выход экономики из кризиса (в отличие от кризисов, спровоцированных её предшественниками в 1998 и 2008 годах) оказался вялым: в 2016 году экономика выросла лишь на символические 0,2%. Здесь негативно сработал другой ложный фетиш Эльвиры Сахипзадовны: стремление таргетировать инфляцию не очень приспособленным для этого инструментом, а именно – не банковской ставкой, а искусственным зажимом роста денежной массы.
За четыре года (2013-2016) ВВП России вырос на 0,7%. Таков печальный итог деятельности Набиуллиной 1.0.
Набиуллина 2.0: работа над ошибкамиМудрые люди, как известно, учатся на чужих ошибках. Умные – на своих. Дураки вообще не учатся.
Жизнь показала, что Эльвира Набиуллина относится ко второй категории: для неё горькие уроки эпохи Набиуллиной 1.0 не прошли даром. И когда в разгар коронавирусной пандемии стали падать не только рубль, но и цены на нефть, Банк России наступать на старые грабли не стал. Масштабных валютных интервенций в защиту рубля, к огромному разочарованию международных и отечественных валютных спекулянтов, не последовало. Это хорошо видно на Графике 2.
График 2. В кризисном 2020 году ЗВР России не сократились, а выросли
Не было ошибок Центробанка — не случилось и ожидавшегося всеми экспертами обвала российской экономики. Если бы не локдаун (сокративший число рабочих дней в 2020 году), то экономика России даже выросла бы на 2%. Но и с локдауном (=потери порядка 4% ВВП) спад составил всего -2,7%. То есть, Россия прошла кризис лучше, чем мировая экономика в целом. И в этом — серьёзное отличие от кризисов 2008-2009 и 2014-2015 годов, когда российская экономика проваливалась куда глубже мировой.
Итоги Набиуллиной 2.0: в 2017-2021 годах российская экономика выросла на 9%. Если бы не разрушительное влияние пандемии, рост был бы ещё выше, на 13-14%. Не бог весть что на фоне наших соседей-конкурентов, Китая (+35%) и Турции (+24%), но и не постыдное топтание на месте эпохи Набиуллиной 1.0.
Набиуллина 3.0: у войны не женское лицо18 марта президент Владимир Путин предложил Госдуме утвердить Эльвиру Набиуллину на третий срок. Естественный вопрос: чего ждать от третьего срока Эльвиры Сахипзадовны? И сколь долго она продержится на капитанском мостике российской экономики?
С одной стороны, мы видели пусть медленный, но несомненный прогресс в её действиях. Если Набиуллина 1.0 тупо повторяла ошибки своих незадачливых предшественников, то Набиуллина 2.0 таких ошибок уже не допускала.
С другой стороны, 24 февраля 2022 года привычный нам и Банку России мир изменился, и изменился кардинально и навсегда:
«Для Запада во главе с Вашингтоном главной целью является не просто смена политического режима в России, но и устранение России как крупной самостоятельной величины на мировой арене, в идеале – замыкание России на внутренних конфликтах и противоречиях.
Для России главная цель – становление страны в качестве самодостаточной и не зависимой от Запада в экономическом, финансовом и технологическом отношениях великой державы, одного из центров и лидеров формирующегося нового полицентричного миропорядка.
Эти цели не оставляют места для стратегического компромисса.» -
формулирует суть нового мира один из наших самых глубоких и мудрых политических аналитиков, Д.В.Тренин.
Уровня компетенций, наработанных Набиуллиной 2.0 (избегать ведущих к кризису валютных интервенций и галопирующей инфляции), для этого нового мира явно недостаточно.
Не помогут в новых, мобилизационных, условиях и навыки аппаратной борьбы за выживание, хорошо отработанные Эльвирой Сахипзадовной за три десятилетия пребывания во властных структурах.
в условиях военного времени уже не получится.
Назовём вещи своими именами: из дорогостоящего пассажира нашей экономической ладьи Эльвире Сахипзадовне предстоит в считанные дни превратится и в мощного гребца, и в прозорливого кормчего. На месте удачливого царедворца должен явиться победоносный полководец экономического фронта.
Иначе – спишут на берег. Или – утопят.
Нужда – лучший учительНабиуллина 3.0, таким образом, состоится только в том случае, если претерпит тотальный апгрейд. Если «забудет» всё, чему её учили в школе (сиречь в Московском и Йельском университетах), и перестанет действовать по привычным, стандартным, лекалам. И взвалит, наконец, на себя ответственность за то, что происходит в экономике и с экономикой страны в целом.
Что может служить индикаторами состоявшегося апгрейда? Прежде всего, конечно, успешность решения ею поставленных войною на выживание задач.
Задача правительства Мишустина сегодня – быстро перестроить экономику на бесперебойную работу в мобилизационных условиях.
Задача Банка России во главе с Набиуллиной — обеспечить не только Правительство, но и всю экономику необходимым для этой перестройки (и для стимулируемого перестройкой быстрого роста экономики) объёмом финансовых ресурсов.
В учебниках Economics рецептов и прописей, как работать в таких условиях, не найти. Нужно думать своей головой. И если искать подсказки, то не в учебниках Economics. Есть немало поучительных историй быстрого роста экономик воющих стран в 19 веке. Ещё больше подскажет наш собственный опыт, история экономики пост-советской России.
Лучшей моделью и уроком может служить выход из «дефолтного» кризиса 98-99 гг. Тогда, в 1999 году, вместо обещанного отечественными и западными прогнозистами 4% спада экономика России выросла на 6%.
И не было бы счастья, да несчастье как раз и помогло: получивши отказ в финансовой помощи и поддержке Запада, российские власти были вынуждены, без всякой к тому охоты и желания, обратиться к внутренним источникам развития. К собственному Центральному банку.
Глава ЦБ Виктор Геращенко, не имея возможности поддерживать курс валютными интервенциями рубля (а также обеспечивать критически важный импорт), был вынужден тогда подавлять инфляцию точно так же, как сегодня это вынуждена делать Набиуллина – банковской ставкой. А получив отказ в реструктуризации долгов МВФ, был вынужден скупать валюту (=активы) на внутреннем рынке, насыщая экономику остро необходимой ей рублёвой ликвидностью. Это то, что сейчас, объявив о скупке ОФЗ (=активы), намерена делать Набиулллина.
Таким образом, Виктор Геращенко в 1999 году, действуя из совершенно других соображений и побуждений, а именно – решая практические задачи выживания – одновременно задействовал два самых мощных инструмента управления экономикой – подавление инфляции (банковской ставкой) и широкомасштабное вливание рублёвой ликвидности в экономику (скупкой активов за рубли). Основное условие быстрого роста – резкое расширение платежеспособного внутреннего спроса экономики – было им выполнено.
Случится ли апгрейд Набиуллиной 3.0, мы увидим очень быстро. Модель выхода из кризиса 98-99 года даёт ключ к дешифровке: нужно отслеживать поведение двух основных показателей, подконтрольных Центральному банку — инфляции и скорости расширения денежной массы.
Чтобы вместо прогнозируемого 4% спада получить 6% рост ВВП, Виктору Геращенко в 1999 году понадобилось наращивать денежную массу на 30-50 процентных пунктов быстрее, чем росла инфляция.
Чтобы вместо предсказываемого сейчас ведущими западными агентствами 6-8% спада экономики в 2022 году получить 6% рост, Набиуллина 3.0 должна расширять денежную массу российской экономики на те же 50 процентных пунктов быстрее, чем растут в стране цены. Если инфляция удержится на 20%, для 6% роста экономики денежная масса в ближайшие недели должна вырасти на (20+50) 70%.
Что и как делатьКак именно, какими способами вливать ликвидность в экономику и быстро расширять денежную массу, специалисты Банка России знают хорошо. В принципе, они делают это ежедневно. И учить их – не надо. Беда в том, что делают они это пока робко, непоследовательно и в недостаточных для резкого улучшения экономического климата масштабах.
Так, объявив 28 февраля о возобновлении покупок золота, через 10 дней ЦБ объявил, что приостанавливает эти закупки. Объявив 18 марта о начале покупок ОФЗ на открытом рынке, ЦБ выставил заявки на покупки на таких уровнях, до которых цены просто не дошли. Ожидаемое аналитиками «количественное смягчение» по западным образцам на деле обернулось пшиком.
Тем не менее, широкой публике будет полезно знать, что расширять денежную массу не значит запускать печатный станок, как нас до сих пугают либеральные экономисты типа Алексея Леонидовича Кудрина. Расширять денежную массу – значит покупать на открытом рынке разнообразные ценные активы. Такие рубли изначально обеспечены купленными на них ценными активами.
Геращенко покупал на открытом рынке валюту, чтобы платить по набранным Горбачёвым и Ельциным долгам.
Федрезерв США в пандемийном 2020-м покупал государственные и корпоративные облигации, обеспечив лучшие за 70 лет темпы роста денежной массы. И экономика США отреагировала невиданным с 1984 года ростом на 5,7%.
Набиуллина сегодня покупает золото и ОФЗ. Да и то больше на словах, а не на деле. А в нынешних условиях ей следовало бы покупать не только золото и ОФЗ, но и любые другие имеющиеся на рынке активы, в том числе товарные. Вот несколько возможных направлений.
Корпоративные облигации. По примеру ФРС ЦБ мог бы покупать не только государственные, но и корпоративные облигации.
Акции. Действуя по принципу «покупай всё, что в рублях дешевеет», ЦБ мог бы, чтобы добавлять рубли в экономику, скупать обесценившиеся акции первоклассных российских эмитентов – Газпрома, Роснефти, Сбербанка и тысяч других. Для этого вполне возможно использовать «прокладку» в виде ВЭБа, который подобный – и чрезвычайно положительный — опыт в 2008 году уже получал. Важно здесь только одно: толк для экономики будет, если скупка будет происходить именно на новые для экономики деньги, то есть деньги, эмитированные на эти цели ЦБ. Если вести скупку на деньги правительства, изъятые ранее из экономики в виде налогов, то это не добавление рублей в экономику, а лишь возврат ранее изъятого.
Валюта. На первый взгляд, покупать иностранную валюту сейчас не резон. Да и ограничен ЦБ в покупках долларов, евро, йен и фунтов. Но так только кажется.
Во-первых, помимо долларов, евро, йен и фунтов, есть и другие достойные активы. Юани – самый явный пример.
Во-вторых, ЦБ может действовать не сам, а через «прокладку», не раскрывая противнику саму схему. В этом случае можно покупать и попавшие под ограничения доллары, евро, фунты. Курсовая ситуация это вполне позволяет. Более того, допущенное недавно укрепление рубля со 120 до 105 рублей за доллар – это упущенный Банком России шанс (а) стабилизировать рубль и (б) добавить рубли в экономику, скупая на внутреннем рынке валюту. Принцип «покупай всё, что в рублях дешевеет» работает и здесь.
Чтобы повторить феномен 1999 года, когда вместо ожидаемого и на Западе, и в Москве экономического спада ВВП России неожиданно для всех вырос, объёмы вливания рублей в экономику должны составить более 40 триллионов за считанные 7-9 недель. И ЦБ может и должен использовать любые возможности для проведения такого «рублёвого смягчения».
Одна из самых плодотворных идей: скупать не только валюту, акции и другие ценные бумаги, но сами товарные активы. Опять же, это можно делать через посредничество правительственных структур (таких как Росрезерв) или через институты развития. Главная цель – добавлять свежие рубли в экономику в нужных размерах.
Что именно будет скупать ЦБ на внутреннем рынке через специально организованные фонды или организации — безразлично. Это могут быть любые товары.
В том числе — экспортные: пшеница, кукуруза, растительное масло, алюминий и чугун в чушках, медь в прутках, ферросплавы в бочках … и так далее, и тому подобное.
Сможет Эльвира Сахипзадовна понять, принять и справиться с этой задачей – впишет самые славные страницы в историю экономических побед российской державы. Не сможет – Бог её простит. А мы – так просто забудем.
Видео по теме:
Видео по теме:
zen.yandex.ru/media/m2econ/nabiullina-30-shansy-na-apgreid-623a460ac886280b6655e8cd?&
Вы посчитали рост ВВП, но ростт бюджетных расходов и банковских активов не учли. Сейчас 70трлн рублей свободных денег на счета клиентов, треть в валюте, плюс 14 трлн р. и 90млрд$ наличных и их некуда девать безо всякого выпуска новых денег.
Меня учили, что креативность включают когда бюджет сокращается в десять раз. Половина ЗВР пойдет на взаимозачёты, счета граждане и организаций уполовинят в инфляции — будет легче и чуть меньше чванства. Стремление к лучшей жизни людей сработало в конце 90х, а пока — никто не пошевелится. Мой короткий вывод там ^ какие-то свои планы на переходный период, нам объявят
И станет инфляция 150%, потому что предложения нет.