Вчера Яндекс отчитался о финансовых результатах за 2021 год.
Отчётность непростая — всё поделено не сегменты и сдобрено non-GAAP показателями. Разобраться — тяжко.
Как и любая компания, строящая экосистему, Яндекс старается подсветить свой бурный рост и развитие, используя метрики типа GMV, MAU и прочие нефинансовые данные.
Но и по части финансов Яндекс не без изысков:
Чистый убыток в 14,7 млрд рублей с помощью корректировок превращается в 8 млрд. рублей «скорректированной чистой прибыли».
Как же так вышло?
Основной статьёй, на которую был скорректирован убыток, являются SBC expenses.
Stock based compensation — опционы на покупку акций для сотрудников.
Компания очень скупо раскрывает в пояснениях к отчётности, почему в опционах произошла такая переоценка.
Но можно посмотреть на график цены акций и сделать довольно уверенное предположение, что это такое.
А после восхититься красоте и креативности бухгалтерии IT-гиганта:
Итого:
— у компании есть некая опционная программа для сотрудников, т.е. Яндекс принимает на себя обязательство отдать сотрудником некоторое количество акций при наступлении оговоренных событий.
— на конец 2020 года стоимость одной акции около 5200 рублей
— а конец 2021 года стоимость одной акции около 4300 рублей
— Яндекс переоценивает свои обязательства перед сотрудниками и понимает, что исходя из текущей капитализации должен своим работникам на 21 млрд. рублей меньше.
— Profit. Буквально. Компания признаёт это изменение своим доходом в отчётном периоде и получает положительную «скорректированную чистую прибыль».
US GAAP такие шутки, очевидно, не допускает, но разве могут американские супостаты наложить вето на non-gaap показатели?
В сухом остатке снижение собственных котировок приводит к увеличению «скорректированной прибыли». Меньше стоишь — меньше должен.
хотя да, опционная программа у них даже намного больше этих чисел, так что вполне вероятно
Её и переоценивают, целиком. Выше вроде понятно расписали, как из из этого кролика извлекли шляпу.
Вангую, что 90% сотрудников в отношении опционной программы ведут себя как истинные пассивные инвесторы — лениво заглядывают на счет раз в год и предпринимают решительное ничего.
Для компании вполне годная стратегия — не закупать акции, пока их не затребовали. Если она и исповедуется, то с точки зрения абстрактного здравого смысла вполне разумная переоценка.
P.S. заявление про инсайд — шутка юмора, в данном сообщении нет ничего из того, что не являлось бы общеизвестной информацией.
Кирилл Гудков, у Яндекса несколько типов опционов, насколько мне известно.
Есть SAR (Stock Restriction Rights), есть RSU (Restricted Stock Units).
SAR привязаны к капитализации, RSU — право на количество акций без оглядки на капитализацию.
Причём, вроде бы, есть возможность конвертации SAR в RSU.
Короче, целый дивный новый мир