Яндекс — одна из немногих компаний, за отчётностями которых я продолжаю наблюдать вот уже три года. Почему? Во-первых, это интересно. Это не металлургический завод с тысячами тонн проката. У Яндекса стильные, модные, молодёжные сервисы с довольно понятными метриками. Во-вторых, у меня на данный момент 48 акций Яндекса, и у меня «шкура в игре».
Здесь будут слайды из презентации для инвесторов на английском языке с моей интерпретацией информации на них.
В сегментах вновь перестановки: Такси и Еду разнесли по разным сегментам. Так что сейчас сегменты выглядят так:
Рекламная выручка проседала во время ковида, но несильно. Важно вот что: Яндекс вернулся к доковидным темпам роста выручки от рекламы — она растет на 18% в год (см. красный график сверху). Маржинальность рекламного бизнеса при этом сохраняется на очень высоком уровне — почти 50%. Так что половина от всех заливаемых в Яндекс рекламных бюджетов — это прибыль для его акционеров. Так, на рекламе Яндекс заработал 79,6 млрд ₽ за весь 2021 год.
Яндекс обращает наше внимание на то, что цифровая реклама (54%) уверенно отъедает бюджеты у «традиционных» рекламных площадок, таких как: радио (2%), бумажная пресса (1%), наружная реклама (8%), телевидение (34%). Этот процесс начался не вчера, и он продолжается — так что топливо для роста ещё есть.
Здесь три подсегмента: Такси, Каршеринг и Логистика.
Показатели роста по Такси не перестают удивлять. Казалось бы, насыщенный рынок с кучей конкурентов (Ситимобил, DiDi, Gett и пр.), но Яндексу удаётся расти на 32% в год по количеству поездок и на 41% в год — по обороту. Всего в Яндекс.Такси и Uber (российское подразделение этой американской компании входит в соместное с Яндексом предприятие) мы с вами накатали на 574 млрд ₽ в 2021 году.
Здесь надо понимать, что не все 574 млрд ₽ — это выручка Яндекса. Огромное количество денег уходит водителям — более 500 млрд ₽. Выручка самого Яндекса от услуг такси составила в 2021 году 73 млрд ₽. А прибыль от этого подсегмента составила 22,3 млрд ₽ за последний год. Буквально 3 года назад этот бизнес болтался на грани рентабельности, а сегодня — такие показатели...
С каждых 100₽, потраченных нами в Такси, Яндекс зарабатывает 3,89₽.
Следует понимать, что такой оборот накатали не только жители России. Такси работает в 20 странах. Правда, я почему-то уверен, что во всех этих Сенегалах и Камерунах такси работает в убыток, и подпитывается дико прибыльным российским таксопарком.
Оборот по каршерингу в 2021 году составляет 14,8 млрд ₽. Каршеринг работает всего в 4 городах (Москва, СПб, Казань, Сочи). Наверное, это очень дорогое удовольствие, и в другие города заходить нерентабельно. Каршеринг по итогам 2021 года оказался прибыльным, и заработал 1,2 млрд ₽.
С каждых 100₽, потраченных нами в Драйве, Яндекс зарабатывает 8,10₽.
Логистика всё ещё убыточна, но по итогам 4 кв. 2021 на 11,3 млрд ₽ оборота пришлось всего 54 млн ₽ убытка — так что есть большая надежда на то, что и этот бизнес Яндекс выведет в прибыль, как он умеет делать и доказал это на примере Такси и Каршеринга. Будем наблюдать.
Еда и Лавка — две составляющие фудтех-бизнеса Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) здесь удваивается каждый год и достигла 80 млрд₽ в 2021 году.
Яндекс уже обошел всех своих конкурентов: Х5, Сбермаркет, Вкусвилл, Самокат и прочих. Правда, выглядит это как манипуляция: всем нам известно, что Сбермаркет и Самокат — части одной сберовской экосистемы, и Яндекс хитро считает все кусочки своей экосистемы в сумме, а конкурентов — по отдельности ;)
Количество магазинов Лавки замедлило рост — сейчас это 404 магазина. Лавка открылась в Париже — интересно, как у них пойдут дела там.
Впрочем, здесь как и в Такси далеко не всё — выручка самого Яндекса. Так, на валовую стоимость всех заказов 80,1 млрд ₽ на сам Яндекс приходится 37,7 млрд ₽. В Лавке эти показатели практически равны (GMV почти равно выручке), а в Еде доля приходящихся на Яндекс денег небольшая. Тем не менее, сегмент дико убыточен — на 80,1 млрд ₽ оборота (37,7 млрд ₽ выручки) в 2021 году приходится 10,6 млрд ₽ убытка.
Каждые 100₽, потраченные нами на заказы в Еде и Лавке, обходятся Яндексу в 113₽.
Яндекс.Маркет — один из главных драйверов роста выручки Яндекса. Валовая стоимость заказов (GMV) в 2021 составила 122,2 млрд ₽. Маркет растёт многократно. По осторожным прогнозам Яндекса, Маркет вкупе с Фудтехом удвоятся в 2022 году по сравнению с 2021. Здесь Яндекс в роли догоняющего: далеко впереди Wildberries и OZON. Яндекс отъедает долю, привлекая продавцов. Так, целых 76% от объема продаж по итогам года — это продажи сторонних продавцов, и только 24% товаров продает сам Яндекс.
Именно из-за того, что большую часть продаж делают сторонние продавцы, выручка Яндекса здесь составила всего 35,3 млрд ₽. А убыток при этом был 40,5 млрд ₽!
Всё дело в складах — в 2021 построено 7 складов площадью 220'000 кв. м.
Каждые 100₽, потраченные нами в Маркете, обходятся Яндексу в 133₽.
Количество подписчиков выросло до 12 млн человек, выручка сегмента составила 18,4 млрд ₽ в 2021 году. Правда, сервис также убыточен — маржинальность составляет -29%.
Каждые 100₽, потраченные нами на подписку Плюс и на покупки в Кинопоиске, обходятся Яндексу в 129₽.
Это очень маленький сегмент, на который приходится всего 2% выручки. Сегмент прибыльный, большего от него и не требуется. Хотя, я впервые заметил сервис «Аренда». Возможно, я слоупок, и он всегда был. А может быть это что-то новенькое.
Пожалуй, самый загадочный и экзотический для России эксперимент — это автомобили с автономным управлением. Они накатали на 4,4 млрд ₽ в 2021 году, и здесь нас ждёт либо победа искусственного интеллекта и полный скайнет на горизонте 5-10 лет, либо это так и останется дорогой игрушкой для акционеров.
Больше всего из всего отчёта меня разочаровал следующий факт: ожидаемо, 4 квартал 2021 стал рекордным в части продаж Яндекс.Станций. Оно и понятно — это крутой новогодний подарок человеку любого возраста, и многие подумали точно так же. Глядя на цифры в предыдущем отчёте, я был уверен, что этот бизнес выйдет в плюс. Но нет! Каждые 100₽, потраченные нами на Яндекс.Станции, обошлись Яндексу в 120₽. Это оказалось убыточным даже в рекордный по продажам квартал. Почему? Загадка для меня.
Планы на следующий год — амбициозные. Я полагаю, рынок воспринял позитивно не столько показатели за 2021, сколько прогнозы на 2022. Возможно, в 2022 общая выручка Яндекса превысит 500 млрд ₽, а Такси и сервисы Электронной коммерции на двоих накрутят оборот в 1 трлн ₽. Могу лишь пожелать удачи, ведь я имею прямой интерес.
По метрикам международных стандартов финансовой отчётности (МСФО или GAAP), Яндекс показал значительный убыток по итогам 2021 года — 14,6 млрд ₽. Эта метрика используется во всех скринерах при расчете показателя P/E, к примеру. Так что не удивляйтесь, если увидите, что Яндекс выпадает из выборки хороших прибыльных компаний при настройке соответствующих фильтров.
Сама компания очень хитро приводит нас к так называемому «Adjusted EBITDA», по которому компания прибыльная! Заработала целых 32 млрд ₽. На картинке выше вы можете увидеть, в чём разница, и что Яндекс предпочитает убрать за скобки, радостно докладывая об очередном прибыльном периоде: амортизация, опционы ключевым сотрудникам, некий «другой убыток» и прочие расходы.
Я не могу кому-либо порекомендовать покупать акции Яндекса сейчас — это крайне рискованная инвестиция. Сегодня Яндекс — это убыточная компания с неясным будущим.
Сам я сожалею, что действовал слишком осторожно, когда цена падала ниже 3500₽ за акцию, и купил меньше, чем хотел. Мне сложно объяснить с рациональной точки зрения, почему я решил инвестировать в Яндекс за рамками тех лимитов, которые отведены ему в моей стратегии. Время покажет, был ли я прав.
-----
С уважением, Александр Елисеев aka Finindie
Блог в Телеграм: t.me/Finindie
Блог в YouTube: www.youtube.com/c/finindie
ir-docs.s3.yandex.net/events/2021/IR%20Presentation(RUS)_4Q2021.pdf
Идея сразу! Сделать подписку бесплатной! ))) Profit!
Роботов например из Эстонии просто купили у Starship Technologies, и налепили свое лого.
Наверное, в Яндексе полагают, что все эти расходы понесла Зубная Фея.
Теперь фиг вы такие цены больше увидите.
1) такси и шеринг — лучший сервис среди конкурентов, но часто дороже
2) фудтех — нормальная тема, хотя ассортимент скажем так странный, на бумаге они побеждают X5, но по факту самокат или перекресток впрок — значительно лучше и как-то приятнее
3) маркет — странная штука, но на голову лучше конкурентов. ОЗОН и др. это просто помойки где перепродают барахло с али вдвое дороже. К сожалению маркет идет в ту же сторону. Впрочем если помнить что яндекс — автомобильная компания, то за счет дикой оптимизации логистики после наращивания оборотов, думаю в этом сегменте яндекс скоро всех съест.
Главный риск яндекса — алгоритм считающий цену. Когда робот ведет себя как базарная тетка, становистя тошно, так что не исключено что это будет главным генератором убытков компании. Если много кто будет осознавать что цена в яндексе такая «просто потому что ты готов столько платить» — это сильно срежет аудиторию. Люди предпочтут купить машину вместо драйва, выберут ОТ вместо такси итд.
Прямо сейчас зайдите в группу Чертаново ВКонтакте и почитайте пару последних постов про снос 7000гаражей и эксперименты с дворами без машин :) а также планы по внедрению платных парковок :)
А такси благодаря Яндексу сейчас стоит дешевле, чем в 2011м году, когда пьяным ловишь с Кузнецкого моста девятку за 800р (если сторгуешься) до Чертаново :)
Метро с тех пор, кстати, сильно подорожало, а зарплаты в Москве подросли.
То же самое с личным автотранспортом будет происходить в Питере и других крупных городах России с лагом в несколько лет вслед за Москвой.
А ОТ кроме Москвы вообще нигде не подает надежды на опережающие темпы развития