Правительство разрешило включать расчетную предпринимательскую прибыль в размере 5% в тариф «Россетей» на услуги по передаче электроэнергии. Госхолдинг долгие годы просил такой возможности для выплаты дивидендов. Однако частным сетевым организациям с долей менее 10% в регионе воспользоваться новым правилом будет нельзя. Мелкие сетевые компании намерены обратиться в суд, считая такой подход дискриминацией.
Только крупные сетевые компании смогут включать в свой тариф расчетную предпринимательскую прибыль (РПП) в размере 5% от совокупной выручки, следует из опубликованного постановления правительства.
Прибыль не будет учитываться в тарифе, если необходимая валовая выручка (НВВ) территориальной сетевой организации (ТСО) за последние три года не превысила 10% от общего объема затрат на передачу электроэнергии в регионе (так называемый котел).
«Фактически это означает, что прибыль будет учтена во всех дочерних организациях ПАО «Россети» и ряде крупных компаний (как правило, организованных администрациями регионов)»,— говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ. Причем такого ограничения не было в первой версии документа, опубликованной на regulation.gov.ru. Установленную планку в размере 10% от объема «котла» смогут преодолеть только одна-две сетевые компании в регионе, по оценкам Даниэля Дмитриева, вице-президента ассоциации «Независимые ТСО». Однако в «Россетях» с этим не согласны: «РПП не может являться основанием для превышения предельных уровней тарифов. По нашим оценкам, не все ДЗО «Россетей» смогут получить РПП в тарифе».
«Россети» (88% у Росимущества) добивались включения РПП в тариф для компенсации затрат на дивиденды (не менее 50% от прибыли по МСФО). В прошлом году премьер Михаил Мишустин поручил ФАС проработать вопрос, ограничив рост тарифа уровнем инфляции (см. “Ъ” от 6 сентября 2021 года). В 2020 году чистая прибыль «Россетей» по МСФО составила 61,2 млрд руб., а дивиденды — около 5 млрд руб. из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение.
Мелкие ТСО планируют оспорить новые правила в Конституционном суде.
«Малые ТСО подвергнут дискриминации по неясным причинам. Лишение права получения РПП — следствие планируемой принудительной консолидации небольших компаний, которую запускает Минэнерго»,— говорит Даниэль Дмитриев.
В «Россетях» заявили “Ъ”, что новая норма обеспечит недискриминационные условия в сферах с регулированием тарифов (аналогичная норма введена в тепло- и водоснабжении, а также у гарантирующих поставщиков электроэнергии). Это «позволит улучшить финансово-экономические показатели деятельности дочерних обществ ПАО «Россети», сделать тарифообразование более экономически обоснованным», а также исполнить распоряжение правительства о дивидендных выплатах не менее 50% от прибыли «Россетей» по МСФО «без необходимости привлечения дополнительных заемных средств».
В ФАС сообщили “Ъ”, что новые правила не повлекут «автоматического роста тарифов». Тарифные органы, как и прежде, будут оценивать экономическую эффективность расходов компаний и учитывать результаты их работы при формировании тарифов. В Минэнерго “Ъ” не ответили.
«Определение прибыли от совокупной НВВ, включающей расходы на оплату потерь и оплату за переток в адрес ФСК (входит в «Россети».— “Ъ”), будет стимулировать компанию к чрезмерному увеличению тарифной базы, снизит эффективность инвестиций и сделает невыгодным снижение расходов на оплату потерь»,— полагает Сергей Сасим.
По его оценкам, расходы на платежи в адрес ФСК и на оплату потерь составляют 30–40% от общей НВВ, что может увеличить фактическую доходность до 8%.
В «Сообществе потребителей энергии» полагают, что норма тарифной прибыли вводится поверх уже имеющегося широкого набора инструментов, позволяющих «Россетям» из года в год получать десятки миллиардов чистой прибыли. Это не помогает развитию экономики и не делает энергетическую инфраструктуру доступнее, считают там.
www.kommersant.ru/doc/5180777
Правительство одобрило включение расчетной прибыли в тариф на передачу электроэнергии
24 января 2022, 09:03
Правительство разрешило включать расчетную предпринимательскую прибыль в размере 5% в тариф «Россетей» на услуги по передаче электроэнергии. Госхолдинг долгие годы просил такой возможности для выплаты дивидендов. Однако частным сетевым организациям с долей менее 10% в регионе воспользоваться новым правилом будет нельзя. Мелкие сетевые компании намерены обратиться в суд, считая такой подход дискриминацией.
МОСКВА 24 января – Правительство РФ разрешило сетевым организациям включать прибыль в размере до 5% от выручки в тариф на передачу электроэнергии, говорится в постановлении правительства РФ, опубликованном в пятницу, 21 января, на официальном интернет–портале правовой информации.
«Расчетная предпринимательская прибыль (РПП), включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5% от необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь», – отмечается в постановлении. По заявлению сетевой компании расчетная прибыль может быть установлена на более низком уровне.
Учет прибыли в тарифе не дает сетевой организации право для превышения предельно допустимых тарифов на передачу электроэнергии.
Из документа следует, что включать в свой тариф РПП смогут только крупные сетевые компании. Прибыль не будет учитываться в тарифе, если необходимая валовая выручка (НВВ) территориальной сетевой организации (ТСО) за последние три года не превысила 10% от общего объема затрат на передачу электроэнергии в регионе (так называемый котел).
«Фактически это означает, что прибыль будет учтена во всех дочерних организациях ПАО «Россети» и ряде крупных компаний (как правило, организованных администрациями регионов)»,— говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, слова которого приводит «Коммерсант». Причем такого ограничения не было в первой версии документа, опубликованной на regulation.gov.ru. Установленную планку в размере 10% от объема «котла» смогут преодолеть только одна-две сетевые компании в регионе, по оценкам Даниэля Дмитриева, вице-президента ассоциации «Независимые ТСО». Однако в «Россетях» с этим не согласны: «РПП не может являться основанием для превышения предельных уровней тарифов. По нашим оценкам, не все ДЗО «Россетей» смогут получить РПП в тарифе».
«Россети» (88% у Росимущества) добивались включения РПП в тариф для компенсации затрат на дивиденды (не менее 50% от прибыли по МСФО). В октябре гендиректор электросетевого холдинга Андрей Рюмин говорил, что сетевой комплекс был на тот момент единственной отраслью, где расчетная предпринимательская прибыль не была утверждена и отсутствовала в тарифном меню. Включение прибыли в тариф дает компании дополнительный источник для выплаты дивидендов. В прошлом году премьер Михаил Мишустин поручил ФАС проработать вопрос, ограничив рост тарифа уровнем инфляции. В 2020 году чистая прибыль «Россетей» по МСФО составила 61,2 млрд рублей, а дивиденды — около 5 млрд рублей из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение.
Мелкие ТСО планируют оспорить новые правила в Конституционном суде. «Малые ТСО подвергнут дискриминации по неясным причинам. Лишение права получения РПП — следствие планируемой принудительной консолидации небольших компаний, которую запускает Минэнерго»,— цитирует Даниэля Дмитриева «Коммерсант».
В «Россетях» газет заявили, что новая норма обеспечит недискриминационные условия в сферах с регулированием тарифов (аналогичная норма введена в тепло- и водоснабжении, а также у гарантирующих поставщиков электроэнергии). Это «позволит улучшить финансово-экономические показатели деятельности дочерних обществ ПАО «Россети», сделать тарифообразование более экономически обоснованным», а также исполнить распоряжение правительства о дивидендных выплатах не менее 50% от прибыли «Россетей» по МСФО «без необходимости привлечения дополнительных заемных средств».
В ФАС сообщили, что новые правила не повлекут «автоматического роста тарифов». Тарифные органы, как и прежде, будут оценивать экономическую эффективность расходов компаний и учитывать результаты их работы при формировании тарифов.
«Определение прибыли от совокупной НВВ, включающей расходы на оплату потерь и оплату за переток в адрес ФСК [входит в «Россети».— ред], будет стимулировать компанию к чрезмерному увеличению тарифной базы, снизит эффективность инвестиций и сделает невыгодным снижение расходов на оплату потерь»,— полагает Сергей Сасим. По его оценкам, пишет «Коммерсант», расходы на платежи в адрес ФСК и на оплату потерь составляют 30–40% от общей НВВ, что может увеличить фактическую доходность до 8%. В «Сообществе потребителей энергии» полагают, отмечает газета, что норма тарифной прибыли вводится поверх уже имеющегося широкого набора инструментов, позволяющих «Россетям» из года в год получать десятки миллиардов чистой прибыли. Это не помогает развитию экономики и не делает энергетическую инфраструктуру доступнее, считают там.