Всем привет, сегодня будет пост про то, почему скорр. прибыль Яндекса снизилась год к году за 9 месяцев 2021 года.
🔎Куда смотреть в отчетности Яндекса?🔎
Вообще, у нас не очень простая отчетность (что уж говорить), много бизнесов и много разных табличек. Поэтому начнём с объяснения, где искать ключевые цифры.
Самые основные показатели (финансовые и некоторые важные операционные тоже), на которые смотрят наши институциональные (профессиональные) инвесторы мы приводим в самой первой таблице в пресс релизе (там данные за последний квартал и динамика год к году). Также с прошлого квартала мы начали делать инфографику, и обязательно продолжим это при объявлении последующих результатов.
Найти динамику показателей накопленным итогом с начала года (например, за 9 мес. 2021 года, а не только за последний квартал) можно в разделе «Консолидированные результаты» в пресс релизе – там смотрим на табличку с ключевыми фин. показателями с учётом консолидации Яндекс.Маркета (т.н. like-for-like, потому что мы консолидировали Маркет в июле 2020 года, до этого убытки Маркета не учитывались, а показатели like-for-like скорректированы на это и позволяют сравнить яблоки с яблоками – как если бы Маркет был с нами с самого начала 2020 года). Мы добавили эту табличку в приложении ниже 👇🏻.
Так, за 9 мес. 2021 года скорректированная прибыль Яндекса снизилась на 56% до 5,4 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. Теперь давайте разбираться почему.
📍Основные факторы, влияющие на динамику прибыли Яндекса📍
Разделим факторы на две группы:
1️⃣ Снижение показателя скорр. EBITDA (на 29% год к году за 9 мес. 2021 г.)
2️⃣ Финансовые показатели ниже EBITDA. Тут ключевую роль сыграл рост расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов (в 2020 году мы купили Маркет с его нематериальными активами, активно наращивали складские мощности и оборудование для нашего e-commerce бизнеса, строили дата центры и органически росли).
Со вторым пунктом всё понятно, посмотрим повнимательнее на первый – на динамику EBITDA. 🧐
Как мы уже говорили, у нас сейчас есть два стабильно генерирующих прибыль бизнеса — рекламный и такси, которые за 9 мес. 2021 заработали на 44% больше, чем в предыдущем году (то есть очень хороший, качественный рост). Благодаря тому, что эти бизнесы обеспечивают нам стабильный прирост денежного потока, у нас есть возможность ре-инвестировать его в новые, перспективные направления с большим потенциалом (в первую очередь, еком и фудтех, финтех, медиа и Яндекс.Плюс). В эти новые направления надо вложить капитал (из-за чего общая EBITDA по группе может временно сократиться), нарастить объем, чтобы потом получить позитивный эффект масштаба и постепенно выводить EBITDA новых бизнесов в положительную зону.
❗️Когда-то и Такси было убыточным, а сейчас, благодаря постоянной работе над операционной эффективностью и оптимизацией затрат, это один из ключевых «добытчиков» для Яндекса. Наш каршеринг Драйв тоже приносил убытки, а теперь приносит положительную скор. EBITDA уже 5 кварталов подряд. И наш бизнес по доставке из ресторанов мы тоже выводили в плюс в 3 квартале 2020 года, правда потом решили дополнительно проинвестировать в развитие нового направления — доставки из ритейл магазинов.❗️
Подводя итог, все эти инвестиции нам нужны, чтобы: ✔️расширять свой целевой рынок и в целом бизнес компании с фокусом на те направления, где есть синергии с уже существующими вертикалями, и где мы можем максимально использовать наш технологический потенциал (но не во все подряд, вот в игры мы, например, не идем), ✔️поддерживать высокие темпы роста бизнеса, ✔️увеличить акционерную стоимость Яндекса.
Мы верим, что у нас получится 🙂
1) Почему вы выдаёте себя за второй Google, но зарплаты программистов ниже рыночных даже по меркам Москвы?
2) Почему вместо финансовых вознаграждений программистов вы рассказываете сказки о том, что работа в вашей фирме — это работа для улучшения мира?
3) Чем вы объясните ваши обвиния в зарплатных сговорах, цель которых — искусственное удержание зарплат программистов ниже рыночного значения? Лично слышал от людей, близких к руководству других фирм о том, как те с вами договаривались.
3) Этично ли для вас нанимать реальных и потенциальных преступников в такси-агрегатор и ни за что не отвечать?
4) Прокомментируйте слухи о том, что информация о переводах яндек-денег, которую совершают обычные законопослушные граждане, сливается спецслужбам.
5) Прокомментируйте рассказ о том, как в одном городе такси в среднем стоило 70 рублей, после чего с помощью демпинга и доплаты водителям вы снизили цены до 40 рублей, а после разорения таксопарков подняли цены до 150 рублей. Числа примерные, но смысл понятен. Чем вы это объясните?
6) Этично ли нанимать зарубежных граждан с купленными медкнижками для доставки еды? Отдаёт ли ваша организация себе отсчёт о том вреде, который могут получить люди?
7) С одной стороны, вы активно поддерживаете «линию партии», что заметно по материалу, который выставлен в новостной ленте. С другой, вы почему-то предпочли находиться в голландской юрисдикции. Чем вы это объясните?
В остальном, вопросы интересные.
Я бы добавил свой:
Когда Яндекс начнет платить дивиденды?
но не думаю что стоит здесь обсуждать вакансии
Сужу по их качеству по словам тех, кто пользуется.
Только в «маркете» цены иногда сверяю.
У меня есть опасения некоторые на этот счет.
Яндексу удалось занять почти монопольное положение на рынке такси, и со временем это дало возможность поднять цены и выйти в плюс.
На рынке е-коммерса конкуренция гораздо более жестокая, Яндекс даже не является лидером, поэтому тут есть сомнения, что бизнес-модель Яндекс-Маркета, отягощенная дорогостоящей логистикой, сможет приносить хорошую прибыль
чисто такси эконом
Вот буквально сейчас сделал скриншот. Смотрите цену и скажите — могли ли вы года 3-5 назад по такой цене прокатиться в Яндексе? Расстояние 3 км.
cloud.mail.ru/public/VoPG/fvgDcNSwu
Инфляция общая за этот промежуток меньше, так что средний чек в моем случае увеличился. Сейчас в Челябинске комфорт меньше 250 ₽ на 8 км не найти. В Ситимодуле обычно 200-220₽ тот же маршрут, но ждать ≈7-10 минут подачи.
33 р. на экономе. Это ваще пздц
cloud.mail.ru/public/nuds/JJyZJfSqA
Пу сути у ленты магнита х5 и даже валбереса нет неограниченной кэш подушки от поисковой рекламы...
к кого не удастся задавить — потом купят.
Рост активов происходит как правило всегда. Дата-центры не каждый год вводятся после строительства. Включение стоимости приобретенных активов в цену товаров, работ и услуг повлияло на снижение прибыли! Расскажите это на собрании акционеров.
Конкретный вопрос СКОЛЬКО дадут дивидендов ?
Вы неправильно задаёте вопрос.
Вопрос
Когда у Яндекса закончатся деньги?
Ответ
Когда выкупят долю у Uber. Потом надо или занимать или делать допку