Статья от Safal Niveshak
В конце 1940-х годов Китай был перенасыщен инфекционными заболеваниями. Туберкулез, чума, холера, полиомиелит, малярия, оспа убивали множество людей в стране. Более 11 миллионов человек были инфицированы болезнями печени, передающимися через воду. Эпидемии холеры свободно свирепствовали среди населения, в некоторые годы убивая десятки тысяч. Младенческая смертность достигала 300 случаев на 1000 новорождённых.
Страна переживала политический и социальный переходный период, и поэтому создание национальной системы общественного здравоохранения и искоренение заболеваний являлось приоритетом в улучшении жизни ее населения.
Коммунистическое правительство Китая начало проводить массовые кампании вакцинации против чумы и оспы, вакцинировав почти 300 миллионов человек. По всей стране была создана инфраструктура для обеспечения чистой питьевой водой и удаления отходов.
Также нужно было что-то делать с вредителями, передающими болезни –
Комары, ответственные за малярию,
Грызуны, распространявшие чуму,
Мухи, причинявшие огромные неудобства, и
воробьи, поедавшие урожай.
Эти четыре вредителя – мухи, комары, грызуны и воробьи – были объявлены угрозой здоровью населения. Именно тогда китайское правительство объявило о кампании “Четыре вредителя”.
Первые три вредителя – крысы, мухи, комары – были опасны из-за их роли в распространении малярии, брюшного тифа и чумы. Воробьи были включены в этот список, потому что они потребляют рис и другие семена с сельскохозяйственных полей. Людей призывали стрелять в воробьев, разрушать их гнезда до тех пор, пока птицы не умрут от истощения. Миллионы воробьев, возможно, даже сотни миллионов, были убиты.
Кампания сработала очень хорошо. Многие инфекционные заболевания были искоренены, и их масштабы сократились. Китайцы убили около 1 миллиарда воробьев, 1,5 миллиарда крыс, 100 миллионов килограммов мух и 11 миллионов килограммов комаров. С точки зрения достижения своей цели кампания «Четыре вредителя» имела огромный успех.
Затем случилась катастрофа.
Оказалось, что 1 миллиард воробьев, убитых китайцами, питались не только семенами, но и насекомыми. Теперь, когда не было птиц, которые могли бы их контролировать, популяция насекомых стремительно росла. Саранча, заполонила поля страны, поедая все, что могла найти, включая культуры, предназначенные для потребления человеком. У людей быстро закончилась еда и миллионы голодали.
От 15 миллионов (по китайским данным) до 40 миллионов (по данным независимых исследователей) человек погибло во время так называемого Великого китайского голода.
Гибель воробьев была не единственным фактором, способствовавшим голоду и смертям. Масштабная засуха также усугубила это бедствие. Но дело здесь в том, что китайцы – после того, как им пришла в голову “блестящая” идея уничтожить вредителей, чтобы искоренить болезни, – проигнорировали «последствия второго порядка» своих действий.
Дорога в ад вымощена благими намерениями
говорится в Справочнике пословиц, опубликованном в 1855 году.
Решая одну проблему, мы порождаем другую, а иногда создаем еще худшую. Общая закономерность здесь заключается в том, что кто–то пытался изменить поведение системы – например, природной экосистемы в Китае — немного изменив ее. Но это небольшое действие привело к значительным непредвиденным последствиям.
На самом деле, каждое действие имеет последствия, преднамеренные и непреднамеренные. Независимо от того, насколько тщательно мы планируем, мы не можем предвидеть все.
При чём здесь инвестирование? Большинство из нас, большую часть времени, полагаются на мгновенное удовлетворение. Мы фокусируемся на инвестициях, которые мы можем купить сегодня, чтобы максимизировать нашу прибыль в краткосрочной перспективе. Все, о чем мы можем думать, — это эффекты первого порядка, и мы не задаём себе очень важный вопрос: “А что потом?”
Мы переплачиваем за акции, предполагая, что они будут продолжать расти, как в недавнем прошлом, и не спрашиваем: “А что потом?” Мы забываем, что когда мы переплачиваем за инвестиции, мы автоматически теряем часть предполагаемой отдачи от этих инвестиций. Если инвестиции теряют деньги, мы теряем еще больше, когда платим слишком много, чтобы владеть ими.
Мы покупаем некачественный бизнес, потому что кто-то другой, особенно какой-нибудь крупный инвестор, возможно, сделал на нем состояние, а затем кричал об этом и не спросил: “А что потом?” Например, когда мы покупаем предприятия с привлечением заемных средств, мы не учитываем, что большинство таких предприятий не обладают достаточной устойчивостью перед лицом невзгод.
Мы слепо следуем за “влиятельными лицами” в социальных сетях и покупаемся на каждый совет, который они могут предложить, и забываем спросить: “А что потом?” Это происходит потому, что, находясь под влиянием таких людей, мы не в состоянии различать, когда они обучают нас, и когда они продают нам продукты под видом образования. И большинство делает последнее.
Недавно я увидел картинку в статусе Whatsapp, человека старше 45 лет, у которого трое детей.
Я понятия не имею, что заставило его поставить это изображение, просто я боюсь, что он – или кто–то из его окружения — может пытаться быстро заработать деньги, делая ставки на акции, учитывая всеобщую эйфорию.
Я не против, когда кто–то – особенно люди с низким доходом и финансовыми ресурсами — пытается заработать деньги различными способами. Но я хочу предупредить, что большинство людей на фондовом рынке – и особенно новичков, и особенно тех, у кого низкие доходы и сбережения, – не понимают ужасных последствий потери денег, играя в азартные игры на акциях, когда ситуация меняется к худшему, и это как правило происходит после бурного роста. Я видел много таких людей, которые теряли на подобных азартных играх больше, чем свой доход за несколько месяцев, и это печально.
История повторится. Никто не знает когда, но это произойдет.
Не относитесь к этой статье как к запугиванию, а как к предупреждению хорошего друга, который желает вам лучшего.
Вопрос «А что дальше?» удержит вас от принятия поспешных инвестиционных решений, основанных на ваших эмоциях, которые часто являются злейшим врагом инвестора.
Независимо от того, хотите ли вы инвестировать в бизнес или инвестировать в новые отношения или карьеру, никогда не забывайте задавать вопрос “А что потом?”. Никогда не забывайте проанализировать возможные эффекты второго порядка.
Мой телеграм канал: Intelligent Investments