Вчера создатель ВкусВилла Андрей Кривенко заявил в интервью РБК, что компания возможно откажется от планов на IPO в пользу стратегического инвестора.
А ведь всего месяц назад ВкусВилл зарегистрировал проспект эмиссии и публично сознался в желании выйти не только на Мосбиржу, но и разместиться за океаном.
Вероятно, на такую меланхолию ритейлера подтолкнула не только осенняя хандра, но и неудачная конъюнктура рынка: близкое по нише Красное&Белое не смогло разместиться, также потерпел крах отправившийся покорять американскую биржу Делимобиль, IPO Циана и Ренессанса хоть и состоялись, но осадок оставили неприятный.
Вопреки всем, уверенно стартанула в публичность только СПБ Биржа, сделавшая переподписку в 5 раз, но не ставшая жадничать и повышать цену размещения. Инвесторы ответили взаимностью и дружно тащат бумагу вверх.
ВкусВилл встал перед вопросом: как стать в эти нелёгкие времена СПБ Биржей, но не Делимобилем? Ответ, на самом деле прост — быть устойчивой прибыльной компанией с понятным треком роста и развития.
Но какой состав у ВкусВилла? Давайте взглянем на упаковку проспект эмиссии!
ВкусВилл впервые раскрыл консолидированную отчётность за 3 года (2018-2020) в рамках подготовки к IPO.
Что внутри?
Выручка: 2018 — 55 млрд, 2019 — 83 млрд (+52%), 2020 — 114 млрд (+38%).
Такими темпами роста классические X5 и Магнит похвастаться, конечно не могут.
Но ниже база — проще расти. Вопрос в потолке спроса.
Себестоимость продаж от эффекта масштаба не выигрывает:
37 млрд в 2018, 57 в 2019, 80 в 2020. Прирост почти на те же 52 и 38%%.
Соответственно, валовая прибыль растёт, но строго параллельно выручке.
Коммерческие и административные расходы растут 2 года подряд на стабильные 42% и достигли в 2020 году 31 млрд рублей. Около половины этих затрат приходится на зарплаты, а они в моделе бизнеса Вкусвилла будут только расти: бизнес ориентирован на лидерство в eGrocery, а курьеры бесплатно работать отказываются, как ни уговаривай.
Компания прибыльная, что нетипично для для отечественных IPO последнего времени…
Но расцвет пока пришёлся на допандемийный 2019 год — тогда чистая прибыль составила 2,7 млрд. В 2020 же она не чуть не дотянула до 1 млрд.
Кто владеет?
Основной собственник компании — её основатель Андрей Кривенко. У него 88%.
Оставшиеся 12% ритейлера принадлежат Baring Vostok.
Кривенко заявлял, что перед IPO 20% компании получат 8 топ-менеджеров в рамках опционной программы.
Перспективы
ВкусВилл раскрывает выручку в разрезе 3-ёх сегментов: Москва и МО, другая Россия и Европа. Так вот 99 из 114 млрд приходится на Москву, 15 — на прочую Россию (никто так обидно ещё не называл Петербург!), а на Европу — смехотворные 18 млн рублей (3 магазина в Амстердаме).
Основной вопрос: насколько удовлетворён спрос “зажиточных москвичей и питерцев”, готовых покупать свежее и экологически чистое.
Хотя компания и декларирует активный выход в регионы, все мы понимаем, что денег там не заработаешь, ибо выбирая между СуперЭкоСоевым молоком ВкусВилла и продукцией бренда “красная цена” типичный житель Рязани и Саратова выберет последнее, и отнюдь не из-за того, что далёк от идеи здорового питания...
Поход в Европу ВкусВилл де-факто уже признал неудачным, поэтому вся надежда только на Русь-матушку.
А вот тут есть за что побороться: по итогам 3 квартала 2021 года ВкусВилл занимает второе место по обороту онлайн-продаж продовольствия — 11,6 млрд руб. Компания уступает «Сбермаркету» (14,5 млрд руб), но обгоняет X5 Group (11,5 млрд руб) — данные рейтинга компании «InfoLine».
ВкусВилл ещё не успел настолько обрасти розницей, как традиционные ритейлеры, и в этом его сила на фоне взрывного роста доставки. Компания по-сути признаёт, что формат супермаркетов — тупиковый путь, и все силы сейчас надо положить на развитие “дарксторов” и оптимизацию логистики.
При таком сценарии у ВкусВилла есть ещё одно крайне сильное, хоть и неосязаемое преимущество: развитие дарксторов и онлайн покупок неизбежно приведёт к сокращению продуктовых линеек и доминированию СТМ. Так проще покупателю, так эффективнее логистика. И здесь у компании гигантский отрыв от конкурентов — только СТМ ВкусВилла воспринимаются среди потребителей как нормальные, качественные товары, а не как “продукты последнего дня”.
Что в итоге?
— Компания работает на сверх-конкурентном рынке, пытаясь выиграть битву у титанов
— При этом рынок переживает тектонические сдвиги, и на этих крутых виражах можно попробовать обогнать неповоротливых тяжеловесов.
Возвращаясь к аналогии из преамбулы: СПБ Биржа годами ждала своего часа, но в нужный момент выстрелила, хотя гегемония Мосбиржи ещё недавно казалась несокрушимой. Подвинет ли также ВкусВилл Х5 и Магнит? Вопрос грамотной стратегии и удачной конъюнктуры рынка.
Буду с интересом следить за этой гонкой, попивая биойогурт!
Григорий, насколько понял из интервью РБК, контекст был именно об или/или. Развиваться а счёт нового стратега, или за счёт IPO.
Так-то стратег один уже есть — 12% у Baring Vostok.
Ментально, насколько понял, хотят быть публичными, но провалы других компаний возможно отодвинут вопрос в долгий ящик.
Григорий, да оно, наверно, не то чтобы тёмное. Просто стагнирующее. А тут ребята молоды и амбициозны.
Сами покупаете во ВкусВилле?
Поэтому эта модель и не пошла в РФ, где нищее население и не пошла в Европе, где дураков нет переплачивать и глотать втюхиваемое.
Понятно, почему на IPO не собирается, он в интервью же и рассказал:
«Но год работы показал, что потребителям это неинтересно и даже хуже: они сказали, что те продукты, которые выбирает «Вкусвилл», едят только старики, а молодежь их избегает.»
Раз нет европейской экспансии, IPO явно будет неудачным, зачем так рисковать?
У меня супруга подсела на Вкусвил и он на первом-втором месте по потраченым деньгам на продукты — покупаешь скидку 10% на месяц за 500 р -либо зарабатываешь в предыдущем месяце, покупая более какого то ассортимента, добавляем «Любимые продукты» и натуральные(судя по составу) продукты по цене Пятерочки, с бесплатной доставкой.
Очень клиентоориентрованны — любой косяк сборщика, доставки — возврат денег в виде бонусов. Привезли не тот виноград, просто фотографию в чат поддержки отправляешь, и вовзвращают деньги. Хотя другие доставки честно говоря не пробовали :)
скрудж, это из за рекламы про семью из 4 женщин?
Думаю, они поиграли с этим, поняли, что с огнём лучше не шутить, и более так не будут))) сделали выводы...