Василий Баранов
Василий Баранов личный блог
26 ноября 2021, 12:34

ВкусВилл в предвкушении IPO

Вчера создатель ВкусВилла Андрей Кривенко заявил в интервью РБК, что компания возможно откажется от планов на IPO в пользу стратегического инвестора. 

А ведь всего месяц назад ВкусВилл зарегистрировал проспект эмиссии и публично сознался в желании выйти не только на Мосбиржу, но и разместиться за океаном.

Вероятно, на такую меланхолию ритейлера подтолкнула не только осенняя хандра, но и неудачная конъюнктура рынка: близкое по нише Красное&Белое не смогло разместиться, также потерпел крах отправившийся покорять американскую биржу Делимобиль, IPO Циана и Ренессанса хоть и состоялись, но осадок оставили неприятный. 

ВкусВилл в предвкушении IPO


Вопреки всем, уверенно стартанула в публичность только СПБ Биржа, сделавшая переподписку в 5 раз, но не ставшая жадничать и повышать цену размещения. Инвесторы ответили взаимностью и дружно тащат бумагу вверх. 

ВкусВилл встал перед вопросом: как стать в эти нелёгкие времена СПБ Биржей, но не Делимобилем? Ответ, на самом деле прост — быть устойчивой прибыльной компанией с понятным треком роста и развития. 

Но какой состав у ВкусВилла? Давайте взглянем на упаковку проспект эмиссии! 

ВкусВилл впервые раскрыл консолидированную отчётность за 3 года (2018-2020) в рамках подготовки к IPO.

Что внутри? 

Выручка: 2018 — 55 млрд, 2019 — 83 млрд (+52%), 2020 — 114 млрд (+38%).

Такими темпами роста классические X5 и Магнит похвастаться, конечно не могут.
Но ниже база — проще расти. Вопрос в потолке спроса. 

Себестоимость продаж от эффекта масштаба не выигрывает:

37 млрд в 2018, 57 в 2019, 80 в 2020. Прирост почти на те же 52 и 38%%.

Соответственно, валовая прибыль растёт, но строго параллельно выручке.

Коммерческие и административные расходы растут 2 года подряд на стабильные 42% и достигли в 2020 году 31 млрд рублей. Около половины этих затрат приходится на зарплаты, а они в моделе бизнеса Вкусвилла будут только расти: бизнес ориентирован на лидерство в eGrocery, а курьеры бесплатно работать отказываются, как ни уговаривай. 

Компания прибыльная, что нетипично для для отечественных IPO последнего времени…
Но расцвет пока пришёлся на допандемийный 2019 год — тогда чистая прибыль составила 2,7 млрд. В 2020 же она не чуть не дотянула до 1 млрд. 

 

Кто владеет? 

Основной собственник компании — её основатель Андрей Кривенко. У него 88%.

Оставшиеся 12% ритейлера принадлежат Baring Vostok.

Кривенко заявлял, что перед IPO 20% компании получат 8 топ-менеджеров в рамках опционной программы. 


Перспективы

ВкусВилл раскрывает выручку в разрезе 3-ёх сегментов: Москва и МО, другая Россия и Европа. Так вот 99 из 114 млрд приходится на Москву, 15 — на прочую Россию (никто так обидно ещё не называл Петербург!), а на Европу — смехотворные 18 млн рублей (3 магазина в Амстердаме). 

Основной вопрос: насколько удовлетворён спрос “зажиточных москвичей и питерцев”, готовых покупать свежее и экологически чистое. 

Хотя компания и декларирует активный выход в регионы, все мы понимаем, что денег там не заработаешь, ибо выбирая между СуперЭкоСоевым молоком ВкусВилла и продукцией бренда “красная цена” типичный житель Рязани и Саратова выберет последнее, и отнюдь не из-за того, что далёк от идеи здорового питания... 

Поход в Европу ВкусВилл де-факто уже признал неудачным, поэтому вся надежда только на Русь-матушку. 

А вот тут есть за что побороться: по итогам 3 квартала 2021 года ВкусВилл занимает второе место по обороту онлайн-продаж продовольствия — 11,6 млрд руб. Компания уступает «Сбермаркету» (14,5 млрд руб), но обгоняет  X5 Group (11,5 млрд руб) — данные рейтинга компании «InfoLine».

ВкусВилл ещё не успел настолько обрасти розницей, как традиционные ритейлеры, и в этом его сила на фоне взрывного роста доставки. Компания по-сути признаёт, что формат супермаркетов — тупиковый путь, и все силы сейчас надо положить на развитие “дарксторов” и оптимизацию логистики. 

При таком сценарии у ВкусВилла есть ещё одно крайне сильное, хоть и неосязаемое преимущество: развитие дарксторов и онлайн покупок неизбежно приведёт к сокращению продуктовых линеек и доминированию СТМ. Так проще покупателю, так эффективнее логистика. И здесь у компании гигантский отрыв от конкурентов — только СТМ ВкусВилла воспринимаются среди потребителей как нормальные, качественные товары, а не как “продукты последнего дня”. 


Что в итоге? 

— Компания работает на сверх-конкурентном рынке, пытаясь выиграть битву у титанов
— При этом рынок переживает тектонические сдвиги, и на этих крутых виражах можно попробовать обогнать неповоротливых тяжеловесов. 

Возвращаясь к аналогии из преамбулы: СПБ Биржа годами ждала своего часа, но в нужный момент выстрелила, хотя гегемония Мосбиржи ещё недавно казалась несокрушимой. Подвинет ли также ВкусВилл Х5 и Магнит? Вопрос грамотной стратегии и удачной конъюнктуры рынка. 

Буду с интересом следить за этой гонкой, попивая биойогурт! 

13 Комментариев
  • Григорий
    26 ноября 2021, 12:40
    приход стратега, конечно, не отменит ИПО. Просто тогда заработает и стратег.
      • Григорий
        26 ноября 2021, 12:49
        Василий Баранов, или/или если они дарксторы не будут развивать. Сама компания интересная, конечно. Это так скажем светлое пятно в темном царстве крупного сетевого ритейла.
          • Григорий
            26 ноября 2021, 12:58
            Василий Баранов, да, как получается.
  • Вульф
    26 ноября 2021, 13:11
    Посмотрите правде в глаза: Вкусвилл может жить только в Москве и то до тех пор, пока туда выкачивают деньги административным путем. Только чуть Москва перестанет лопаться от денег и сверхцены Вкусвилла и Азбуки останутся лишь нескольких фрагментарных рекреациях. 
        Поэтому эта модель и не пошла в РФ, где нищее население и не пошла в Европе, где дураков нет переплачивать и глотать втюхиваемое.

  • Вася Пражкин
    26 ноября 2021, 13:12

    Понятно, почему на IPO не собирается, он в интервью же и рассказал:
    «Но год работы показал, что потребителям это неинтересно и даже хуже: они сказали, что те продукты, которые выбирает «Вкусвилл», едят только старики, а молодежь их избегает.»

    Раз нет европейской экспансии, IPO явно будет неудачным, зачем так рисковать?

      • Вася Пражкин
        26 ноября 2021, 14:29
        Василий Баранов, Я, собственно, об этом и пишу — что захвата мира не получится
        Странные у Вас выводы, конечно. Речь не о том, что захват мира не получится. IPO просто отложили пока, очевидно, что момент не самый удачный, так зачем рисковать? Отсюда и интервью Кривенко с раскрытием неудачности европейской экспансии, теперь это ни на что не влияет. В Европе сейчас очень популярны направления эко и веганского питания. Раз с наскока не получилось, будут пытаться еще раз, теперь более обстоятельно. Если получится — тогда может и на IPO пойдут, если обстановка позволит.
  • freestepper
    26 ноября 2021, 13:32

    У меня супруга подсела на Вкусвил и он на первом-втором месте по потраченым деньгам на продукты — покупаешь скидку 10% на месяц за 500 р -либо зарабатываешь в предыдущем месяце, покупая более какого то ассортимента, добавляем «Любимые продукты» и натуральные(судя по составу) продукты по цене Пятерочки, с бесплатной доставкой.
    Очень клиентоориентрованны — любой косяк сборщика, доставки — возврат денег в виде бонусов. Привезли не тот виноград, просто фотографию в чат поддержки отправляешь, и вовзвращают деньги. Хотя другие доставки честно говоря не пробовали :)

  • скрудж
    26 ноября 2021, 15:33
    Гомосячья контора… нах не нужна…

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн