Как я оказался в маленькой комнате в подвале дома на улице Ленина, рассказывать не буду. Слишком долго.
В тот день у меня было плохое настроение. Его мне испортил Коля, мой старый приятель и по совместительству глава конторы, которая арендовала весь тот подвал. Год назад он приютил меня, выделив эту самую комнатку. Какие резоны у него были тогда, я не знаю. Но через год они, как видно, изменились, потому что эта комнатка ему вдруг понадобилась. Без меня, естественно.
Обижаться на Колю было глупо. От него я видел только хорошее. Вот комнату дал, а когда мои заказчики платили безналом, то расчеты я проводил через его контору. И ни копейки за это он с меня не брал.
А заработки у меня были. Тогда все, у кого была тяга к предпринимательству, занимались научно-техническим договорами, превращая безналичные деньги предприятий в наличные на руках населения. Но мой бизнес был другим. Я писал уставы. Много и часто, особенно, если учесть отсутствие у меня юридического образования. Но новые законы подстегнули желание граждан заняться бизнесом. Всем хотелось иметь собственную фирмочку, и первым шагом для этого было написание устава предприятия. В этом я и помогал людям.
Спрос на мою услугу был большой. На первых порах меня выручала пишущая машинка «Optima», которую я приобрел в ту пору, когда подрабатывал переводами научно-технической литературы. Машинка была механической, и набивать каждый раз одно и то же было очень трудоемко. Предшественник Коли пытался продвинуться на базе компьютеризации детских клубов и даже преуспел в этом — ушел на повышение инструктором в ЦК ВЛКСМ. Кто же знал, что через год, ни ЦК, ни ВЛКСМ не станет?! Но после него в одной из комнаток нашего большого подвала завалялась «бэкашка». Она была похожа на толстую клавиатуру и совсем не походила на бытовой компьютер, которым на самом деле являлась. Из дома я принес телевизор «Юность» и кассетный магнитофон «Электроника». В бэкашке был простой текстовый редактор, с помощью которого я набил, нужные мне в работе, формы документов. Хранил я их на магнитофонных кассетах, которые заменяли мне накопители. Моя производительность выросла в разы.
Мой взлет «оборвал» Коля. В качестве компенсации он предложил мне работу сейлзом. Колин бизнес строился на скупке незавершенного строительства с последующей его перепродажей в розницу. Но я обиделся. Особенно меня задели слова Коли. «Куда ты пойдешь? Ты же ничего не умеешь!»
Я решил продавать информацию по ценам на недвижимость. Бэкашку я заменил на купленный в комиссионке «Коммадор». Нашел электронные таблицы «СуперКалк». Раскошелился на принтер «Epson». Затем я обложился прессой, и через неделю пробный бюллетень «Цены на недвижимость» был готов. С ним я отправился по известным мне конторам, занимавшимся недвижимостью. Обошел пяток, но безрезультатно. Смотрели с интересом. Особенно нравились таблицы и графики, но покупать мой бюллетень не торопились. На удачу зашел в местную инвестиционную компанию. Удивительно, но сразу попал к генеральному директору. Меня угостили чаем с печеньями, что было очень вовремя. Я успел проголодаться. Гендир с интересом рассматривал мои бюллетень.
— Я иду работать в банк начальником инвестиционного департамента, — сказал гендир. – Аналитиком пойдете?
То ли мне захотелось утереть нос Коле, то ли сработали чай с печеньками, но я согласился. А дальше закрутилось и понеслось.
Через месяц я уже торговал на бирже. А еще через месяц у меня в подчинении было два трейдера, три сейлза и два сотрудника бэк-офиса. И через нас совершали операции на бирже более трехсот клиентов.
Эта работа меня увлекла. Менялись банки и инвестиционные компании. Бывало я руководил компанией, а бывало сам работал обычным трейдером. И последнее было даже интереснее. Я торговал облигациями и акциями, фьючерсами и опционами. Управлял активами пенсионных и паевых фондов, деньгами частных клиентов. Я попал в десятку лучших трейдеров по оценке модного экономического журнала. Вел собственный блог.
Незаметно пролетело 15 лет.
Однажды утром, ко мне кабинет зашел новый зампред банка. Экономику страны лихорадило. Вместе с ней лихорадило и наш банк. В результате руководство банка менялось довольно часто. И каждый раз новое руководство приводило свою команду. Этот зампред был третьим за год.
В тот момент я смотрел, как открылись азиатские рынки и пытался понять, как откроется наш рынок. Зампред что-то говорил про новую команду, про доверие, про необходимость его понять.
— Вам нужна моя комната? – само собой вылетело у меня.
— Что? – не понял он.
— Неважно. Что вы предлагаете?
— Увольнение по соглашению сторон. Четыре оклада, — стараясь быть уверенным, сказал зампред.
У начальства есть одна особенность. Помочь оно может очень редко, а напакостить – легко. Поэтому я решил согласиться.
— Восемь среднемесячных зарплат, — был мой ответ.
Оклад – это то, что записано в трудовом договоре. Среднемесячная зарплата – это среднее значение суммы оклада, всех премий и бонуса за последний год. Первое гораздо меньше второго. Зампред это знал и поморщился.
— Шесть, — наконец сказал он.
— Шесть среднемесячных зарплат?
— Да, — подтвердил зампред.
— Согласен.
Зампред ушел.
Наш рынок уже открылся в нужную для меня сторону, но это было уже не так важно.
«Как интересно,» — подумал я. – «Прошло 15 лет, и уже другой начальник просит меня освободить комнату». Повод задуматься. Мысли потекли в направлении того, а что же достигнуто. Ну, Коле доказал, что кое-чего стою. Ну, денег заработал. Но в голову лезли непрошеные мысли про упущенные возможности, что не поднимало настроения. Неожиданно подумал, что трейдер – дерьмовая профессия. Зарабатываешь деньги и только. Самый простой столяр и тот находится в лучшем положении. Он всегда может показать результат своей работы. «Смотрите, эту табуретку сделал я десять лет назад, а она как новая!» Трейдеру же предъявить нечего.
Ну, ничего. Впереди у меня, как минимум, шесть месяцев безбедного существования. Вернуться назад, конечно, нельзя, но можно начать сначала. «С чего начнем?» — спросил я сам себя. – «Начну, пожалуй, с табуретки».
Конец
Мда, есть навык быстрого переезда целым офисом из-за разборок собственников, рейдерства и прочего.
Рекорд, — один день на поиск помещения в центре и два на сетку/телефонию для 12мест, с учетом переезда и сборки-разборки мебели.
… комнату арендуем…