Одна из крупнейших фармкомпаний мира Johnson & Johnson собирается начать банкротство дочернего предприятия, чтобы не платить миллиарды долларов компенсаций по искам, связанным с детской тальковой присыпкой.
Поскольку акции компании входят в дивидендный портфель по США, разберем в чем суть этого дела и какие угрозы бизнесу Johnson & Johnson реально существуют.
Дело о тальковой присыпке. Тальк — жирный на ощупь рассыпчатый порошок белого цвета, который является ингредиентом для «успокаивающих кожу» косметических продуктов. Детская тальковая присыпка Baby Powder от J&J продавалась с 1976 года и была многомиллиардным бестселлером.
В 2013 году американке Джаклин Фокс был диагностирован рак яичников. Она связала это с тем, что на протяжении 35 лет использовала детскую присыпку Johnson & Johnson для гениталий, в которой якобы содержались примеси канцерогена асбеста.
После смерти Фокс в 2016 году суд Сент-Луиса постановил, что компания должна выплатить $72 млн семье погибшей. Новость привела к тому, что десятки тысяч людей больных раком начали подавать иски к компании, намереваясь добиться компенсации.
В 2018 году суд присяжных в штате Миссури обязал Johnson & Johnson выплатить $4,7 млрд семьям 22 женщин. Адвокат истцов заявил, что Johnson & Johnson знала о содержании канцерогена в Baby Powder, но не предупреждала об этом покупателей.
Вызывает ли присыпка рак? Залежи талька часто соседствуют с месторождениями асбеста, известного канцерогена, который по мнению ВОЗ при вдыхании увеличивает вероятность заболеть раком.
Несколько десятилетий назад, когда контроль гигиенических средств был менее строгим, в продуктах талька обнаруживались добавки асбеста. Но его примеси не находят в присыпках уже очень давно.
По поводу канцерогенности самого талька единого мнения нет. Исследования показывают противоречивые результаты. ВОЗ не считает тальк канцерогеном, вызывающим рак. Тальковые присыпки Johnson & Johnson продолжают продаваться во всем мире. Подробнее об этом на Cancer.org.
Несмотря на вроде бы отсутствие явных доказательств вины, Johnson & Johnson продолжает проигрывать дела в судах США. На июль 2021 года к компании подано 34 тысячи исков. Если по каждому из дел Johnson & Johnson будет платить по $50-70 млн, то общая сумма будет исчисляться триллионами долларов. Фактически компании грозило бы банкротство.
На прошлой неделе стало известно, что Johnson & Johnson использовала уловку, которая поможет уйти от огромных потерь. Компания применила закон Техаса о «разделительных слияниях» (divisive merger), который позволяет создать отдельное юридическое лицо, куда перемещаются все обязательства по тальковым делам. Затем новая компания банкротится, что спасает всю корпорацию от огромных потерь.
Теперь иски не угрожают финансовой уcтойчивости Johnson & Johnson. Компания платит дивиденды $4,2 на акцию в год или $12 млрд в абсолютном выражении, что составляет примерно половину свободного денежного потока. Дивидендная доходность — 2,7%, выше среднего уровня для рынка США.
По изученным материалам ситуация больше выглядит как попытка людей использовать прецедент с положительным решениям суда, чтобы добиться выплат от компании. На субъективный взгляд результатов исследований недостаточно, чтобы утверждать, что продукция Johnson & Johnson вызывает рак.
Письмо инвесторам от Bastion в Telegram, во Вконтакте