Энергетический кризис, охвативший Азию и Европу, как мы писали ранее, начинался с Китая, и пока причина не уйдет, кризис сохранится.
Кризис выражается в дефиците энергоносителей (уголь, газ, нефть), который привел к росту их цен и остановке производств и портов.
Читайте в посте:
Все началось в прошлом году, когда Китай по политическим соображениям отказался от импорта угля из Австралии. 6 ноября 2020 Китай прекратил закупку угля в Австралии (25% энергетического угля).
Ранее Австралия была 2-м по величине поставщиком угля в Китай после Индонезии. В 2021 году поставки резко сократились после того, как Австралия поддерживала США в торговой войне с Китаем и запретила использовать телекоммуникационные решения Huawei.
Уголь и газ – взаимозаменяемое топливо. Они отличаются объемом выбросов СО2 в атмосферу, в Европе квота на выброс СО2 стоит денег, и там вопрос переключения между газом и углем – экономический вопрос.
Вместе с ростом цен на уголь росли цены на газ в Азии, а за ней и в Европе:
Волатильная часть поставок газа в Европу – импорт из США. В США экспортеры выбирают между Азией и Европой, и направляют танкеры с СПГ на тот рынок, на котором выше цены с учетом расходов на транспортировку. В результате почти все объемы в этом году отправлялись в Азию, из-за чего в Европе во-первых, росли цены вслед за азиатскими, а во-вторых, получился дефицит газа и опустошались газохранилища.
Цены на газ и электроэнергию в Европе в итоге на максимумах:
В итоге произошел частичный переход в потреблении между газом, углем и нефтью. Нефть – тоже источник электроэнергии, если топить мазутом (дешевым продуктом нефтепереработки).
Мы считаем, что высокие цены на нефть вызваны энергетическим кризисом, который с одной стороны повысил спрос на мазут (вместо угля или газа сейчас выгоднее топить мазутом), а с другой стороны увеличил сроки поставок нефти. Логика такая:
Дефицит нефти временно усилился из-за сбоев в поставках в Китае и Великобритании. Блэкауты (полное отключение электроэнергии) также не избежали крупные порты Нинбо и Янтьян, одни из самых загруженных мировых портов (через эти точки мир получает свои товары). Из-за этого задерживаются поставки многих товаров, в том числе нефти. Поставки нефти в Великобритании страдают из-за Brexit и кадровых проблем.
Из-за дефицита угля и газа в Азии и газа в Европе во время отопительного сезона энергокомпаниям придется переключаться на нефтепродукты и вместо газа и потреблять мазут. Премия цен на газ к нефти сильно выросла, что способствует такому переходу.
По оценке Goldman Sachs, сначала переходить с газа на нефть начнут предприятия в Азии из-за того, что в Европе высокие квоты на выбросы СО2, которые делают использование нефтепродуктов менее выгодным. В таком случае поставки СПГ могут перенаправиться из Азии в Европу.
По оценке Goldman Sachs, в случае более холодной зимы, чем в среднем, на 1 стандартное отклонение, спрос на нефть может вырасти на 0.6 мбс с октября 2021 г. По март 2022 г. При более низкой температуре зимой спрос вырастет на 0.9 мбс до марта 2022 г.
При этом переход с газа на нефть – сезонное явление, которое может приводить к росту спроса на нефть на 1 мбс.
Запасов нефти в США и странах OECD очень много (их хватит на 40 дней полного мирового потребления нефти или на 2000 дней с учетом дефицита нефти в 2 мбс). Поэтому мы не считаем, что истощение запасов будет фактором роста цен на нефть.
Источник: EIA
Сроки поставок нефти на от добытчиков к потребителям могут быть важным краткосрочным фактором.
Минэнерго США и Goldman Sachs оба повысили прогнозы на 4кв 2021 и 1кв 2021 на 10$ каждый в связи с более высоким дефицитом нефти, чем ожидалось ранее.
JP Morgan в сентябре обновили свой прогноз по нефти, теперь ждут 84$/барр до конца года.
Вероятно, цены на нефть будут оставаться на повышенных уровнях до решения проблем с логистикой с одной стороны, а уровни будут диктоваться экономической альтернативой между углем, газом и мазутом.
Поскольку политический курс Китая не менялся, мы не ждем, что Китай вернется к импорту угля из Австралии (и, если бы такой вариант рассматривался, мы бы уже наверняка увидели соответствующие заявления в СМИ). При этом Китай уже распорядился о нормировании потребления электроэнергии до марта 2022 года и о максимально возможном росте добычи угля внутри Китая, что говорит о планах погашать дефицит энергии за счет внутренних источников.
По мнению трейдера из Пекина, без возобновления импорта из Австралии дефицит угля продержится в течение 4 квартала и, возможно, до конца отопительного сезона в феврале-марте 2022 года.
В такой логике мы вполне можем увидеть продолжающийся до марта энергокризис с высокими ценами на нефть, газ и уголь. Потому что пока кризис в Китае не закончится, в Азии будут оставаться высокие цены на газ, что будет побуждать США экспортировать СПГ именно в Азию, из-за чего в Европе будет сохраняться нехватка газа и завышенные цены (этот эффект будет не таким острым, как сейчас, из-за возможно раннего ввода Северного потока-2).
Тогда до весны все сектора, связанные с добычей нефти, газа и угля, будут показывать хорошую динамику.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Александром Сайгановым