Немного статистики
Согласно данным EY, в первом полугодии 2021 г. объем глобальных сделок SPAC IPO уже превысил рекордные показатели всего 2020 года. Львиная доля SPAC-сделок пока приходится на США, в Европе такой инструмент также набирает популярность. В США в первом полугодии было проведено 379 SPAC IPO, рост по отношению к 2020 году — 872%, объем привлеченных средств составил 114.3 млрд долларов, что на 846% больше показателей прошлого года. Количество сделок SPAC IPO составило 62% от общего объема сделок IPO; в денежном выражении на них пришлось 56% от общего объема привлеченных средств в ходе IPO.
Причины популярности и преимущества
Пандемия COVID-19 привела к росту уровня неопределенности на финансовых рынках. У эмитентов не было уверенности, что в ходе IPO будет возможность привлечь необходимый объем денежных средств. В таких условиях на первый план вышли альтернативные инструменты, позволяющие сократить сроки выхода на биржу и гарантирующие результат, такие как SPAC.
Среди преимуществ для частных компаний стоит отметить следующие:
Во время классического IPO стоимость акций компаний не имеет фиксированного значения и зависит от настроения инвесторов и рынка значительно больше, чем от качества самого бизнеса. Таким образом, компания не обладает представлением о своей оценке вплоть до дня IPO. Причем в текущей ситуации высокой неопределенности предсказать стоимость акций становится еще более сложной задачей.
Более того, стоимость классического IPO определяют инвестбанкиры, которые стараются максимально точно оценить компанию с точки зрения инвесторов. Эта оценка редко бывает идеальной: если инвестбанк оценил компанию в $10 за акцию, а после IPO цена выросла до $15 — это говорит о неверной оценке и недополученных стартапом деньгах.
SPAC позволяет исключить эту ценовую неопределённость и получить контроль над ценой размещения, несмотря на расходы и плату спонсору, хотя в теории при классическом IPO можно получить большее финансирование в случае благоприятной ситуации на рынке.
Традиционное IPO может занять годы, что опять же мало приемлемо в условиях высокой волатильности. Процесс слияния через SPAC значительно быстрее и занимает 3-4 месяца, по данным PwC, что безусловно выглядит привлекательно для компаний, нацеленных выйти на биржу.
Однако это не значит, что компании нужно меньше готовиться. SPAC-сделка становится некоторым вызовом для бизнеса: нужно в столь сжатые сроки подготовить все те же необходимые для размещения документы, что и при классическом IPO, — финансовую отчётность, проверку регулятором и налоговым органом, соответствие технологиям и кибербезопасности.
Стратегически-ориентированные SPAC предоставляют опыт и знания спонсора как аргумент в свою пользу, от чего выигрывает компания. Например, организация, производящая электромобили, может счесть более привлекательным SPAC, спонсор которого обладает экспертизой в таком бизнесе, особенно если он имеет планы занять место в совете директоров и продолжить работу с менеджментом компании после размещения.
Таким образом, стратегический SPAC служит той же цели, что и венчурный капитал для стартапов: компания получает выгоду не только и не столько от самого финансирования, сколько от экспертизы инвестора.
Для кого подходит?
В целом сложно выделить конкретный сектор компаний, которые пользуются SPAC или для которых такие сделки лучше всего подходят. Однако, если посмотреть на сделки SPAC за последние полтора года, то к такому инструменту, как правило, прибегают компании и стартапы, работающие на перспективных, высокотехнологичных рынках. Например, сфера цифровой медицины, мобильные технологии, производство электрокаров, а также финансовый сектор.
Есть ли перспективы на российском рынке?
Сделки SPAC вряд ли когда-либо полностью заместят IPO. Для разных вариантов инвестиций есть разные инструменты. Многие крупные компании все-таки будут предпочитать выходить напрямую на рынок публичных заимствований. Тем не менее SPAC можно считать новым этапом в развитии финансового рынка, поскольку этот инструмент предлагает молодым, перспективным компаниям возможность привлечь инвестиции здесь и сейчас, даже если у них нет необходимых временных и финансовых ресурсов для проведения успешного IPO.
Можно предположить, что тренд дойдет и до российского рынка, поскольку у нас также появляется много высокотехнологичных игроков в перспективных отраслях. На данный момент на российских биржах не существует компаний-оболочек, власти только изучают возможность допуска на биржу SPAC-компаний, что следует из проекта «Дорожной карты по формированию и развитию механизмов инвестиционного развития РФ». Если новый механизм инвестирования будет признан целесообразным, концепция SPAC-компаний может быть вписана в российское законодательство в четвертом квартале 2022 года.
Материал подготовлен на основе статьи, которая вышла на портале Инвест-Форсайт. Читать полную версию статьи:
www.if24.ru/spac-kak-alternativa-ipo/
Вот так торгуются ваши облиги, сегодня пытайтесь разместить еще так как денег нет.
Во сколько раз сложилась акция после наипо сами посчитайте.
Бежать надо от вас !!!