ВЬЮ РЫНКА ОТ ЧЕССПЛЕЙЕРА 30 августа 2012 ГОДА.
Поскольку до выступления Бернанке в Джексон Хоуле мы едва ли увидим заметное движение на рынке, большая часть моего сегодняшнего вью рынка не связана непосредственно с текущими событиями на рынке.
Здесь изложены некоторые детали моего понимания нынешних рынков.
Но вначале все-таки несколько слов о том, что происходит на рынке.
Летаргический сон рынка
Если посмотреть просто на график S&P500, то он ни о чем не говорит. Мы увидим три маловолатильных торговых сессии с дневным диапазоном порядка 8 пунктов и с закрытиями вблизи цены закрытия предыдущего дня – три почти одинаковых свечи, имеющих название «дожи».
Но если посмотреть на другие индикаторы, приведенные на рисунке внизу, то они говорят о многом.
Put/call-коэффициент скакнул с 0,83 до 1,03, примерно на полпункта вырос VIX. Оба эти индикатора выражают по сути одно и то же – соотношение или изменение соотношения путов и колов на рынке.
Но если put/call – достаточно волатильный индикатор и по внешнему виду всегда осциллятор, то VIX, как видно на рисунке – скорее трендовый индикатор. И сейчас он в начале восходящего тренда – свидетельство наступающего медвежьего рынка.
Пятипериодный средний истинный диапазон (ATR(5)) по индексу S&P500 меньше 10 пунктов – это примерно 0,68%. Не сомневаюсь, что это очень близко к историческим минимумам.
Вчерашний диапазон по фьючерсу S&P500 равен 7,75 и это очень близко к многолетним минимумам.
Я достаточно много в последнее время описывал текущее вялое и безразличное состояние рынка, характеризующееся очень слабыми и зачастую неадекватными реакциями на внешние раздражители и вообще снижением интенсивности проявления признаков жизни.
Такими проявлениями, прежде всего, являются торговые объемы (где они известны) и торговые диапазоны (они известны всегда).
Состояние рынка, если сравнивать его с состоянием человека, можно охарактеризовать как летаргический сон.
Из википедии: Летаргия (др.-греч. λήθη — «забвение», и ἀργία — «бездействие») — болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни (т. н. «малая жизнь», «мнимая смерть»). Летаргический сон, как правило, длится от нескольких часов и до нескольких недель, а в редких случаях — и месяцев. Наблюдается также в гипнотическом состоянии.
Летаргический сон скоро закончится
И я жду среднесрочного движения вниз, хотя существует некоторая вероятность, что ему будет предшествовать краткосрочный вынос вверх, если Бернанке заложит в свою речь какую-нибудь эффективную вербальную интервенцию.
Но вероятность этого я оцениваю невысоко: 30%, не более. Поскольку уже не каждая вербальная интервеция способна вызвать нужный эффект.
Так зачем их растрачивать впустую!
Все остальное сейчас едва ли способно оказать существенное влияние на рынок.
Рынок как разновидность игрового механизма
В чем причины такого болезненного состояния рынка?
Причины в том, что рынок собственно перестал быть рынком и превратился в некую разновидность игрового механизма.
На самом деле истинные объемы рынка – т.е. объемы, отражающие реальные рыночные условия еще меньше и намного меньше.
На долю торговых роботов приходится уже как минимум 60% торгового объема.
Если вы хотите немного узнать о структуре высокочастотной торговли, можете почитать здесь:
From Chicago To New York And Back In 8.5 Milliseconds
Рынок превращается в соревнование технических систем.
Роботы гоняют рынок бессмысленно то в одну, то в другую сторону, а работники кукольного театра Карабаса-Барабаса пишут биржевые истории для dummies, объясняющие эти движения.
Часть этих роботов трендовые; на современном рынке они пожираются более мощными по заряженному в них капиталу (это имеет значение) и более совершенными по заложенным в них алгоритмам — контртрендовыми.
Мое глубокое убеждение: современные рынки (имеются в виду рынки акций и основных commodities) «заточены» на истребление трендовых игроков, торгующих на коротком таймфрейме – до нескольких дней.
Обратите внимание на графики: на них прослеживаются определенные закономерности.
Назову две из них:
1. после каждого локального максимума следует обязательно откат определенной величины.
У меня есть подозрение, что величина отката настроена таким образом, чтобы отъедать большую часть стопов исходя из имеющихся у маркетмейкеров статистических данных.
2. Движение в начале каждого таймфрейма идет в направлении, противоположном основному направлению.
Думаю, что эта фишка служит для того, чтобы инициировать ложный вход в рынок торговых роботов определенного рода с последующим их поеданием через срабатывание стопа.
Пилорама Карабаса-Барабаса работает непрерывно, перерабатывая слабых участников рынка — рыночный планктон.
Фундаментальные факторы перестали играть прежнюю роль.
Нынешний рынок – это соревнование технических устройств. Розничные инвесторы – таксисты и домохозяйки, которые раньше составляли основу рынка, ушли с него.
Произошла вообще парадоксальная вещь, о которой я недавно писал – розничные инвесторы стали «умными деньгами».
На самом деле никакого парадокса в этом нет: в результате естественного отбора остались только наиболее приспособленные из них.
Информационное поле вокруг финансовых рынков устроено таким странным образом, что одни и те же события могут восприниматься совершенно разным образом. Когда-то оно может совсем не замечаться, а в какие-то моменты как будто случайно вдруг подсветят прожектором и тогда у рынков случается истерика.
В результате возникают множественные рефлексы и ложные рефлексы: когда при воздействии одинаковых раздражителей возникают различные условные рефлексы или выбирается в зависимости от пожеланий плеймейкера.
На рынке появляются новые явления: например «шествие обдолбанных улиток»:
Рынок обдолбанных улиток (вью рынка)
На самом деле, на рынке существует высокая повторяемость, которая, например, выражена в описанных мною трех правилах Карабаса-Барабаса, перечисленных в следующей статье:
Рыночный рефлекс беспочвенного оптимизма (вью рынка)
Резюме: возникла новая структура рынков, ко которой необходимо привыкнуть.
И чисто технические методы торговли для манипулируемых рынков с моей точки зрения малопригодны.
Сложная структура рынков требует более сложных подходов.
Так или иначе, несмотря на манипулируемость рынка — он таки всё равно в итоге устремляется туда, куда его ведут фундаментальные показатели.
Лично у меня сложился простой подход — сижу в засаде и обрабатываю весь поступающий фундамент до тех пор, пока рынок не начинает двигаться под давлением тех или иных фундаментальных факторов, хотя и приходится порой пережидать периоды идиотизма рынка.