Эффект владения (обладания) (англ. endowment effect) — психологический феномен, заключающийся в том, что
человек больше ценит то, чем уже владеет, а не то, чем может овладеть. Был впервые отмечен Ричардом Талером в 1970-х и описан вместе с Даниэлем Канеманом (тем самым, который написал книжку «Думай медленно… Решай быстро»).
Наиболее ярко действие данного феномена проявилось во время
эксперимента, проведенного в 1990 году Талером совместно с тремя коллегами:
Исследование проводилось при участии студентов факультета прикладной экономики Корнелльского университета. Студентов разделили пополам — одной половине
подарили по одной кофейной кружке с логотипом университета стоимостью
$6 и попросили продать эти кружки второй половине. Владельцы бесплатных кружек выставили их на продажу и начались торги.
После окончания торгов оказалось, что цена предложения достигала $5,25 за кружку, тогда как цена спроса колебалась в районе $2,25 ‒ $2,75. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к весьма любопытному выводу: цена товара, установленная его владельцем, значительно превышает ту, по которой он сам согласился бы купить аналогичный продукт.
Мой дорогой друг, вспомни об этом психологическом феномене, когда будешь принимать решение о продаже акций, которым владеешь. Не слишком ли ты привязался к ним? Не стал ли жертвой эффекта владения? Все ли в порядке с твоей психикой?
Если обнаружишь, что продаешь акции дороже, чем готов их купить — срочно обратись к психиатру))
«Ничто так не снижает цену вашего автомобиля, как попытка его продать!»