Тимофей Мартынов
Тимофей Мартынов личный блог
15 сентября 2021, 11:12

"Дивидендный монстр" Globaltrans - первый взгляд на компанию

В четверг у нас будет прямой эфир #smartlabonline с компанией Globaltrans (ссылка). Немного изучил компанию перед эфиром и спешу поделиться выводами.

Компания интересная: стоит 100 ярдов и последние годы направляет на дивиденды от 8 до 16 млрд рублей в год. Естественно при таких параметрах компания выглядит как очень доходная облигация с некоторым опционом на рост доходности.

Самый главный вопрос, который у меня возник: 
❓Почему стоимость поездки резко упала в 2020 году ( с 45,807 до 36,909 руб в 2020 и еще больше упала в 1П2021 — до 34,506 руб)
❓Также меня заинтересовал вопрос — почему доля компании в перевозках за 5 лет снизилась с 8,3% до 7,6%.

В целом бизнес в общем простой и понятный: компания возит сырьё по России по дорогам РЖД. Я пока не понимаю кто ещё присутствует на рынке, и каковы конкурентные позиции компании. Из плюсов можно отметить долгосрочные контракты с такими мейджорами как Роснефть, ММК, Металлинвест и т.п. Осталось разобраться как формируются ставки на перевозки, насколько велик переизбыток транспортных мощностей (вагонов) на рынке.

Акции GLTR за 10 лет росли в среднем на 5% в год, но при этом дали отличную дивдоходность:
"Дивидендный монстр" Globaltrans - первый взгляд на компанию
https://smart-lab.ru/q/GLTR/dividend/ 

В общем, чтобы понять дальнейший путь доходов, надо разобраться с перспективами цен, объемов и капзатрат.
Так-то компания довольно приличная.
На первый взгляд, гораздо приличнее большинства других.
В общем надо смотреть, разбираться в деталях.
31 Комментарий
  • Oscol
    15 сентября 2021, 12:01
    самый интересный вопрос отчего зависят ставки на аренду полувагонов)
      • Oscol
        15 сентября 2021, 15:44
        Тимофей Мартынов, это понятно что от спроса/предложения — но отчего зависит спрос/предложение, например от цен на материалы(уголь и т п) или от сезонного спроса или меняется случайным образом.
        • Юрий Гадалов
          15 сентября 2021, 16:06
          Oscol, Все вышеперечисленное влияет, в т.ч. и сезонность. Поэтому ставки на вагоны довольно волатильны, долгосрочных прогнозов тут не сделаешь, хотя некоторую цикличность при прочих равных проследить можно.
  • Markitant
    15 сентября 2021, 12:06
    1. Цитата «Почему стоимость поездки резко упала в 2020 году ( с 45,807 до 36,909 руб в 2020 и еще больше упала в 1П2021 — до 34,506 руб)»
    Разве не из-за этого?
    Цитата «По данным «Промышленных грузов», на июнь средняя ставка аренды полувагона составила 850 рублей против 700 рублей минувшей зимой, тогда как средняя ставка 2020 года превышала 900 рублей в сутки, а ставка 2019 года была близка к 1800 рублей в сутки». Источник: www.alta.ru/logistics_news/82583/
    По времени, падение доходов может отставать от снижения ставки из-за наличия долгосрочных договоров.
  • Юрий Гадалов
    15 сентября 2021, 12:34
    >почему доля компании в перевозках за 5 лет снизилась с 8,3% до 7,6%

    Нужно смотреть, возможно часть их доли перешло кэптивным компаниям (сами клиенты или крупные производители вагонов/лизинговые компании создают собственных операторов).

    >В целом бизнес в общем простой и понятный:

    Если бы не было сильного влияния РЖД как владельца инфраструктуры и гос-ва как регулятора тарифов, то возможно было бы просто и понятно, а так по сложности этот бизнес недалеко ушел от электроэнергетики.

    >Я пока не понимаю кто ещё присутствует на рынке, и каковы конкурентные позиции компании.

    Из крупных игроков на рынке полувагонов можно выделить ФГК, ПГК еще есть ряд небольших операторов.

    >как формируются ставки на перевозки

    Обобщенно формируется из трех составляющих: инфраструктурной (по Прейскуранту 10-01), локомотивной (здесь есть нюансы, т.к. оператор может сам владеть локомотивной тягой, если нет то также Прейскурант 10-01) и вагонной составляющей (дерегулирована, то что закладывает сам оператор исходя из своей бизнес-модели). Первые две составляющие занимают около 85% тарифа. А чтобы операторам было выгодно возить, то есть куча поправочных коэффициентов на направления, типы вагонов, груз и т.д.

    >насколько велик переизбыток транспортных мощностей (вагонов) на рынке.

    По общему парку скорее профицит, но рабочий парк может быть и дефицитным на определенных направлениях или к примеру из-за нахождения большого числа вагонов в ремонте.
      • Юрий Гадалов
        15 сентября 2021, 15:47
        Тимофей Мартынов, Работаю в этой сфере, но специализируемся на других типах вагонов и грузах, хотя полувагоны и цистерны также имеются.
          • Юрий Гадалов
            15 сентября 2021, 23:00
            Тимофей Мартынов, думаю так исторически сложилось, они изначально специализировались на полувагонах если смотреть структуру компаний из которых «родился» GT. Они вроде в 2013г. хотели купить А-Транс (у него были фитинги для перевозки контейнеров), но что-то не срослось. Вообще контейнеры уже начали возить в полувагонах, пока в тестовом режиме, одним из инициаторов этого был в т.ч. и GT, хотя идею активно продвигал Лисин (НЛМК/ПГК).
    • not iron яй-цы
      15 сентября 2021, 19:55
      Юрий Гадалов, профи ))
  • Cucumber81
    15 сентября 2021, 14:55
    Через год дивы вернутся к тем которые были два года назад.
      • Cucumber81
        15 сентября 2021, 16:10
        Тимофей Мартынов, рост ставки полувагонов, который всегда запаздывает за циклом в материалах, восстановление послековидное только началось. 
      • Юрий Гадалов
        15 сентября 2021, 16:32
        Тимофей Мартынов, ну хотя бы тот факт, что полувагоны (а их у GT основная доля в парке) никогда не были высокорентабельным видом п/с. Текущая ситуация со ставками временная как и все что происходит с ценообразованием на товарно-сырьевых рынках.
        • not iron яй-цы
          15 сентября 2021, 19:52
          Юрий Гадалов, ну раз вы внутри отрасли, как оцениваете перспективы на ближ. будущее GT? Должен быть очень хороший отчет за 3 квартал, после провального полугодия, по итогам года возвращение к дивам в районе 80 90 р.
          • Юрий Гадалов
            15 сентября 2021, 22:02
            not iron яй-цы, В целом я бы не ждал от российских ж/д перевозчиков больших апсайдов. Это достаточно зарегулированный вид бизнеса, где любые сильные отклонения в сторону повышения рентабельности (не за счет снижения ст-ти порожняка) вызывает вопросы у ФАС. Бывают периоды отклонения от нормы как со ставками на полувагоны, но как правило это все носит циклический, временный характер (не первый раз ставки резко повышаются и также резко падают).

            Конкретно по GT я бы следил за расходами на ремонт п/с, т.к. это одна из основных статей затрат у перевозчиков, сейчас как раз грозятся очередным повышением цен на з/ч. В 2022г. возможно хорошо отыграет парк цистерн, когда будут снимать ограничения ОПЕК+
          • T59
            15 сентября 2021, 22:27
            Тимофей Мартынов, куда  и когда пойдут ставки мало кто знает.
            Для повышения нужен либо дефицит полувагонов, либо рост объема перевозок. 
            По углю и железной руде, только вернулись к 2019 году по объему, нефтепродукты  пока нет ( это по всей жд дороге), в общем отсюда пока ничего  не светит. 
            Ставка аренды то же замедлила свой рост.
            Сейчас   перевозчики сокращают или вообще не покупают новое, а чинят старое, поэтому постепенно может возникнуть дефицит ( т.к. старые вагоны будут выходить из эксплуатации), но когда это произойдет сложно сказать. 
             
            Например Глобалтранс, больше года не покупает новые полувагоны и в этом году не планирует,  весь текущий CAPEX идет только на капитальный   ремонт, предполагаю что сделать его меньше  они уже не могут, т.к. есть нормативные сроки капремонта.
            Для дивидендов в 80-90 рублей надо заработать 14-15 млрд. свободного денежного потока, в полтора раза больше чем по итогам 2021, либо дальше влезать в долги. 
            Вырастет до 14-15 СДП или нет, можно отследить по ставке, должна в те же полтора раза вырасти ( это при условии что не будут ничего нового покупать и долг не будут гасить)
            Если будет возможность задайте три вопроса
            1.  Планы по CAPEX на 2022 год, планируют ли закупать новые полувагоны, цистерны.
            2. Прогнозы по ставке аренды на 2022 ( при какой ставке будут увеличивать CAPEХ)
            3. Планируют ли сокращать долг. 

              • T59
                16 сентября 2021, 09:45
                Тимофей Мартынов, я не считаю что хорошо разбираюсь. Тока учусь, собираю информацию. 
          • Юрий Гадалов
            15 сентября 2021, 22:35
            Тимофей Мартынов, Пока грузооборот на сети РЖД растет (по итогам 8 мес.), поэтому скорее рост ставки продолжится.
            • T59
              16 сентября 2021, 09:44
              Юрий Гадалов, ну общий пока только сравнялся с 2019 годов, там было 850,5 млн.т, а сейчас 849,5.
              Приведет ли это к повышению цен не знаю, хотя в 2019 году ставка была выше. 
  • транжира
    16 сентября 2021, 09:34
    на днях уже была видеоконфа от втб и на большинство вышеуказанных вопросов там ответили. ссылка в профильной ветке есть.
  • Cucumber81
    22 сентября 2021, 16:06
    Индекс суточной ставки предоставления полувагона
    railcommerce.com/

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн