InveStory
InveStory личный блог
24 августа 2021, 18:43

Электромобили: ситуация в секторе

На этой неделе мы поговорим об электромобилях. На 2020-й год электромобили составляют 5% от общих продаж машин (3.24 млн единиц), и эта доля продолжает расти. В 2021 году ожидается рост доли электромобилей до 7% от всех продаж, а к 2030 году продажи электромобилей и автомобилей с ДВС должны сравняться. Наиболее оптимистична в своём прогнозе консалтинговая компания BCG — они ставят на 2026 год.

На развитие электромобилей влияет:

Инфраструктура. Сейчас зарядных станций не хватает — и это самая большая преграда для роста рынка электромобилей. На конец 2020 года общее число зарядных станций по разным данным составляло от 500 тыс до 1 млн. Кажется, что немало, но из-за медленной зарядки у зарядных станций скапливаются большие очереди. Опросы показывают, что большинство водителей не хотят переходить на электрокары именно из-за непонимания, где и как их заряжать. Около 70% владельцев электрокаров (по опросам Cox Automotive) жалуются на неудобства с зарядкой электромобилей, проблемы те же: малое количество станций и их удаленность от домов. Но и это не всё: единого стандарта разъёмов для зарядок электромобилей до сих пор нет. То есть недостаточно строить новые станции, нужно согласовать единый разъем, через который владельцы разных марок смогут заряжать свои машины.

Развитие аккумуляторных батарей. Батареи — ахиллесова пята электромобилей. Батареи долго заряжать, дальность хода на одной зарядке ещё оставляет желать лучшего, срок службы батареи при активном использовании составляет всего 100-150 тыс. миль (по данным Tesla). Тем не менее, миллиарды долларов инвестиций в развитие батарей дают плоды: за последние 10 лет стоимость аккумуляторов уменьшилась в разы, а энергоёмкость и скорость зарядки увеличились. Но до достижения главной цели — сделать электромобили удобнее в использовании, чем автомобили с ДВС — ещё далеко. Слишком динамичное развитие технологий батарей, как ни странно, может и тормозить рост популярности электромобилей. Но посудите сами: зачем покупать сегодня электромобиль с запасом хода 250-350 км и полной зарядкой за 12 часов, если можно через пару лет купить с запасом хода 500 км и зарядкой за 9 часов?

Экология. Считается, что электромобили — более экологичный транспорт и необходимый шаг на пути к снижению выбросов. Это, как минимум, не совсем так.

Во-первых,производство электромобилей грязнее автомобилей с ДВС. В среднем при производстве электромобиля в атмосферу выбрасывается 8.8 тонн CO2 против 5.6 тонн при производстве автомобиля с бензиновым двигателем.


Во-вторых, электромобили хоть и производят меньше выбросов при эксплуатации, питаться они могут не самой «чистой» электроэнергией. Мир еще далек до полного перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), а доля “грязных” углеводородов остается высокой. Ряд исследований (впрочем, их по-прежнему ещё мало) говорит о том, что в странах с невысокой долей ВИЭ электромобили косвенно будут производить больше СО2, чем современные аналоги с ДВС.


В-третьих, самой энергии потребуется сильно больше, чем сейчас. Преимущество ископаемого топлива в том, что в нём уже непосредственно «содержится» энергия, которая и приводит автомобиль в действие. Чтобы поддерживать ежедневную зарядку десятков миллионов электромобилей, потребуется энергетическая инфраструктура совершенно иного уровня. Что не менее важно, если мир в будущем будет производить энергию в основном из ВИЭ, то возникнет и другая проблема — если в ходе стихийных бедствий выработка электроэнергии сократится, десятки и сотни тысяч людей не смогут пользоваться своим транспортом просто потому, что не смогут его зарядить.

Политика. Зелёная повестка заставляет многие страны говорить о стимулировании перехода на электромобили. Для этого были внедрены системы субсидирования покупок электромобилей, поддержка производителей, развитие инфраструктуры и планы по плавному отказу от ДВС.

По срокам это выглядит следующим образом: Евросоюз, Китай, Япония собираются полностью отказаться от авто с ДВС к 2035 году. Великобритания, США, страны Скандинавии также собираются полностью перейти на электромобили в 2030-х годах. Россия тем временем ставит скромную цель перевести всего 10% автопарка на электричество к 2030 году.

В итоге: с переходом на электромобили всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Отрасли придётся решить ещё немало проблем прежде чем стать полноценной заменой машин с ДВС. При этом, мы считаем график полного перехода на электромобили слишком оптимистичным. Даже если этот переход произойдёт полностью, пользователям электромобилей придётся смириться с существенными неудобствами, такими как недостаток инфраструктуры, необходимость замены батарей, а также невозможность зарядки в случае перебоев с электричеством.

Больше информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.

4 Комментария
  • Важно запомнить: В мире нету столько кобальта, чтобы заменить даже половину автомобилей с ДВС на электромобили.

    Именно кобаль является основным элементом катода NMC батареи, все остальные литиевые батареи имеют меньшую в сравнении с NMC удельную энергоемкость(<200 ватт на кг).

    Электромобили весят гораздо больше тех, что с ДВС, Тесла S P95 весит 2.1+ тонны. Выше износ покрышек, а микрочастицы автомобильных покрышек загрязняют природу в тысячи раз хуже, чем выхлопы. Всё это дойдет до остальных не сразу.

    • Вася Пражкин
      24 августа 2021, 19:49
      Национальное Достояние, Выше износ покрышек
      Что, простите?
      • Вася Пражкин, больше вес ТС, быстрее разгон = выше износ покрышки и более частая её замена = вред экологии. Эта корелляция довольно известная.
  • Вася Пражкин
    24 августа 2021, 20:35
    больше вес ТС — не настолько, чтобы играть большую роль в износе

    быстрее разгон — сильно зависит от авто, если взять ширпотреб типа Leaf 2(6.9 до сотни) или ID3(8.9 с/100кмч) — то там разгон примерно схожий с ДВС-ными моделями.

    Так что не надо из пальца высасывать недостатки электромобилей.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн