Уже много лет мы то и дело слышим, что UBER вот-вот выйдет в прибыль. И вот опять пресса пестрит заголовками о первой прибыли UBER за 13 кварталов. Не уж то компания и правда нашла способ избавиться от многомиллионных издержек? Давайте изучим отчётность за второй квартал 2021 и решим, изменилась ли ситуация с нашего прошлого взгляда на компанию?
UBER — бенефициар от открытия экономики и наконец смог зарегистрировать рост валового бронирования (общая стоимость поездок на платформе) после пяти кварталов снижения, на 114% год к году.
Выручка UBER за квартал выросла на 105% год к году и 35% квартал к кварталу, достигнув $3.93 млрд и обогнав прогнозы на $190 млн. Как видно на графике ниже сказался эффект низкой базы с 2020 года.
Главным источником роста во втором квартале стало ожидаемое восстановление спроса на такси, а доставка начала выходить на постпандемийное замедление спроса. Так по сравнению с прошлым кварталом выручка сектора Mobility выросла на 90%. В это же время доставка, ставшая за время пандемии главным источником роста бизнеса, подросла всего на 12%.
Собственно перейдём к главной новости. UBER впервые за 13 кварталов смог выйти в прибыль на $1.1 млрд. При этом EPS составил $0.58 на акцию, хотя аналитики ожидали убыток в -$0.54!
Что самое интересное EBITDA в этом квартале все ещё осталась отрицательной (минус $509 млн) и заодно отстала от ожиданий аналитиков Bloomberg на $184 млн! В этом квартале компании пришлось дополнительно потратить $250 млн на бонусы для привлечение водителей.
Но откуда ж прибыль в этот раз? Все дело в переоценке вложений компании в Didi, китайский аналог UBER, и Aurora, стартап по производству электромобилей, куда продали все наработки UBER в прошлом году. Эта переоценка дала $1.4 млрд и $471 млн соответственно.
Но это ещё не все. Важно отметить, что мало ли что $1.4 млрд это прибыль на бумаге, так уже и не существующая прибыль. UBER занёс оценку позиции за 30 июня (сразу после IPO), но уже считанные дни спустя котировки упали практически на 40% благодаря партии КНР. Таким образом если бы цифры были бы взяты на неделю позже, то отчёт компании оказался бы в глубочайшем минусе.
Тут возникает другой вопрос, а что случилось 13 кварталов назад? Не уж то тогда юнит экономика таки работала? Не работала. Та прибыль в $997 млн образовалась благодаря продаже убыточного подразделения в Азии Grab за $3 млрд. К эффективности бизнеса это дело не имело.
Собственно поэтому результаты за квартал и не впечатлили инвесторов, а котировки упали ниже стоимости во времена IPO. До сих пор никто точно не может сказать, когда и как компания будет делать деньги. Конечно руководство компании не унывает и утверждает, что уже в третьем квартале убыток по скорректированной EBITDA упадёт всего до $100 млн, а в четвёртом и вовсе выйдет в прибыль. Впрочем получится ли у них это сделать не прибегая к изощрённой бухгалтерии, вопрос очень открытый.
Что поможет котировкам расти дальше?
— Дефицит водителей подходит к концу. В сентябре истекут сроки пособий по безработице, что должно привлечь новых водителей и снизить время ожиданий и расходы по всему бизнесу
— Продолжение восстановления сегмента Mobility. Такси пока единственно прибыльный сегмент, так что с увеличением количества поездок есть неплохие шансы наконец увидеть хотя бы небольшую прибыль, что взбодрит котировки.
- UBER EAT активно развивает рекламу внутри своего приложения. Менеджмент ожидает, что уже в 2022 году реклама сможет принести около $300 млн.
Что может помешать в ближайшее время?
— Угроза «дельта»-штамма коронавируса. Все надежды на прибыль UBER зиждутся на успехах такси бизнеса UBER. Так что любые неожиданные вспышки будут значительной угрозой для спроса на услуги Uber
— Непростая ситуация с регулированием индустрии. Часть успеха UBER исторически базировалась на том, что компания не платила социальный пакет. Теперь же требования полноценного трудоустройства водителей звучат со всего света. В феврале это уже вылилось в доп расходы на $600 млн только в Великобритании.
Какие итоги?
Старые проблемы за квартал никуда не делись. И сейчас мы наблюдаем слишком много неопределённости вокруг долгосрочной рентабельности компании. Выручка растёт, растёт количество покупателей, вот только прибыль почему то не появляется. Менеджмент компании оправдается тем, что бизнес UBER растёт и захватает новые рынки, как и любой «технологический» стартап. Вот только делается это банальным заливанием денег. Это ещё не значит, что у компании ничего не выйдет, но покупать сейчас это надеяться, что прибыль появится и очень скоро. А потому мы сохраняем наше мнение, что UBER остаётся спекулятивной идеей с сомнительными перспективами.
Больше информации, обзоров и новостей на нашем Telegram-канале @investorylife.