Moneynomics
Moneynomics личный блог
04 августа 2021, 14:32

Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Отчетность – это основной источник для анализа всех показателей деятельности компании. Предлагаю на примере компании “Магнит” проанализировать финансовую отчетность, а также провести ее фундаментальный анализ.

На сайте каждой публичной компании есть раздел, который называется “Акционерам и инвесторам” или “Инвесторам”, в нем необходимо найти раздел отчетность, в котором выбрать отчетность по форме МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). У компаний, чей бизнес в первую очередь нацелен на клиентов данный раздел может находиться во вкладке “Раскрытие информации”. 

МСФО – это финансовая отчетность, которая необходима инвесторам для принятия ими экономических решений в отношении компании.

На официальном сайте компании в нижней части сайта необходимо найти раздел “Инвесторам”:
Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Чтобы открыть отчетность, нужно нажать на соответствующий раздел, после чего у нас откроется автоматически последняя актуальная отчетность компании. 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Если нажать на надпись “Отчеты и результаты”, мы перейдем в раздел, где можно выбрать отчетность за разный период, например, за 2019 год или 1 кв. 2021 года и т. д. Мы нажали на “Отчетность” и получили актуальную годовую отчетность по МСФО за 2020 год. У каждой компании навигация по сайту может различаться друг от друга, важно запомнить и понять принцип. 

Из чего состоит отчетность компании? 

  1. Заключение независимого аудитора. Разумеется, что отчетность можно подделать и что – то скрыть, но как правило, если данную информацию обнародуют, то с бизнесом компании можно попрощаться, поэтому крупные бизнесы стараются отображать корректную информацию. В конце концов у нас, как у инвесторов нет другого способа получить ее. 
  2. Основные показатели бизнеса. Есть 5 основных блоков, на которые стоит обратить внимание (выручка, прибыль, активы, обязательства, капитал): 
Выручка – это вся масса денег, которую компания зарабатывает по результатам своей деятельности. Рост выручки говорит нам о том, что товары/услуги компании востребованы, их готовы покупать, есть спрос, который во времени растет. Также рост выручки может говорить о том, что увеличилась стоимость товаров/услуг, которые реализовывает компания, тем не менее, рост – это положительный фактов, значит, потребитель готов платить. Выручка – достаточно важный показатель, который не стоит игнорировать, желательно понимать, за счет чего зарабатывает компания. Все необходимые данные можно найти в финансовой отчетности, которая находится на официальном сайте эмитента. 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Обратите внимание, что в любой финансовой отчетности отображается мера измерения. В примере с отчетностью Магнита мы видим, что результаты компании измеряются в тысячах рублей. Это означает, что к значению из отчета за 2020 год мы должны прибавить три нуля. Получается, что выручка у компании Магнит за 2020 год составила 1 553 777 351 000 (полтора триллиона рублей)

Чистая прибыль – это та сумма денежных средств, которая остается у компании после уплаты налогов, зарплат, долгов и прочих издержек. Это деньги, из которых, как правило, выплачиваются дивиденды. Иногда компании выплачивают дивиденды из свободного денежного потока (FCF, freecash flow). 

Один из простых способов расчета FCF: 

FCF = Чистые денежные потоки, полученные от операционной деятельности — капитальные затраты (Capex). То есть из полученных за период денег от основной деятельности мы вычитаем капитальные затраты на поддержание или расширение производства.

Методичка по фундаментальному анализу (2/5)
 

Активы – это все имущество, которое принадлежит компании, ее ресурсы, которые контролирует компания, от которых она в свою очередь ожидает экономические выгоды и доход в будущем. Активы бывают материальные, нематериальные и финансовые. 
  • Материальные – это те активы, которые можно пощупать: здания, оборудование, мебель, инструменты, автомобили, топливо и т. д
  • Нематериальные – это те активы, которые неосязаемы: торговый знак, репутация, лицензии и разрешения, технологии, программное обеспечение и т.д.
  • Финансовые активы – деньги и денежные эквиваленты (депозиты в банках, акции и облигации других компаний) и т. д.

Активы также бывают оборотные (например, сырье для производства) и внеоборотные (не являются расходным материалом, например, здания, автомобили), производственные и непроизводственные, собственные и привлеченные, это можно изучить дополнительно, но как правило в финансовой отчетности все активы расписаны, либо их подробную разбивку можно посмотреть в примечаниях. 

Методичка по фундаментальному анализу (2/5)
 

Обязательства – это то, что компания должна кому – то за что – то. Это долги. Обязательства бывают краткосрочные (до одного года, например, налоги или кредиты) и долгосрочные (более одного года, например, долгосрочные кредиты и займы или обязательства по аренде). 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Капитал (или Чистые Активы) – это собственные денежные средства и имущество компании, это то, что остается акционерам после ликвидации бизнеса. Это то, во что вкладывает денежные средства инвестор. Капитал = Активы – Обязательства, соответственно Активы = Обязательства + Капитал. Как это понять простыми словами? 
Представьте, что у вас есть 3 магазина, один из магазинов открыт на кредитные деньги. Получается, что ваши Активы = 3 магазина (это все, чем вы владеете), Обязательства = 1 магазин (ваш долг), Капитал = 2 магазина (это то, что принадлежит вам и не несет долговой нагрузки). 

В примере компании магнит мы можем заметить, что основной капитал компании – нераспределенная прибыль, те деньги, которая компания хранит у себя как подушку безопасности. 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Блок с примечаниями, где можно более детально изучить каждый раздел финансовой отчетности.

При анализе компаний, желательно смотреть динамику изменения основных показателей за последние 3-5 лет. 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Рост выручки говорит о том, что покупатели охотно идут приобретать товары, которые продает компания Магнит, ведь помимо продуктов питания у Магнита есть отдельный бренд, который называется Магнит Косметик. Также одним из основных факторов повышения выручки является географическое расширение бизнеса, магазинов становится все больше, появляются новые форматы типа Магнит у Дома и т. д.

Выручка формируется за счет продаж продовольственных и непродовольственных товаров. Средний чек в магазинах Магнит у Дома в 2020 году составил 325 рублей, а в супермаркете Магнит 636 рублей.

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Можно заметить, что в 2019 году компания получила рекордно низкую прибыль за рассматриваемый период несмотря на то, что выручка из года в год увеличивается. Предлагаем посмотреть, из – за чего это случилось. В отчете за 2020 год есть информация в том числе за 2019 год.

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)
Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

Долги у компании из года в год увеличиваются, это нормально. Если бизнес развивается, ему нужно больше денег для финансирования собственных проектов и обеспечения операционной деятельно. На сколько рискован рост долгов, мы будем это рассматривать в разделе с мультипликаторами. 

 Методичка по фундаментальному анализу (2/5)

На снижение капитала влияет много факторов, например, в последний год у Магнита сократилась нераспределенная прибыль. Лучше, чтобы в долгосрочной перспективе капитал увеличивался, потому что это то, что остается инвесторам после ликвидации бизнеса.

Продолжение следует…

*****

Новости по фондовому рынку, которые ты… заслужил: https://t.me/investpushka

 

1 Комментарий

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн