Анна Москаленко
Анна Москаленко личный блог
28 июля 2021, 23:22

Pre-IPO Udemy: инвестиции в будущее образования

В прошлом году Udemy — платформа массовых открытых онлайн-курсов — оказалась одной из компаний, на развитие которых пандемия оказала скорее положительное влияние. Число пользователей платформы выросло, у нее появились новые инвесторы. При этом компания пока остается частной, так что инвестировать в нее можно, купив фьючерсы на акции на бирже UTEX. 

Курсы для практиков

Платформа массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) Udemy была запущена в Калифорнии в 2010 году и тем самым оказалась одной из первых крупных платформ такого рода. Создателями Udemy стали двое программистов из Турции, недавно переехавших в Кремниевую долину, — Эрен Бали и Октай Чаглар, а также американский бизнесмен индийского происхождения Гаган Бияни. А ее название было задумано как сочетание слов you и academy, то есть «ты» и «академия».

Все подобные платформы, а через пару лет после Udemy появились Udacity, Coursera и edX, выросли на популярной идее о том, что образование не заканчивается в школе и университете, а продолжается всю жизнь. Речь идет и о получении новых навыков в своей специальности, и об освоении новых профессий, и о курсах в рамках своего хобби. Столь же разнообразны и курсы на таких платформах — от обучения высшей математике и молекулярной биологии до занятий по самообороне и танцам.

Отличие Udemy от большинства конкурентов состоит в большей демократичности: она концентрируется не на размещении курсов, записанных университетами и научными институтами, а на принципе: каждый человек, который умеет что-то и готов учить этому других людей, может разместить здесь свой курс. То есть по сути Udemy стремится заменить собой не высшее образование, как некоторые другие платформы, а скорее широкий спектр различных курсов по интересам и для повышения профессиональных навыков.

С этим связаны и особенности курсов на платформе — они менее академические и скорее направлены на обучение конкретным профессиональным навыкам и умениям, например кулинарии или использованию Excel. Популярность курсов Udemy среди пользователей и их положительные отзывы свидетельствуют о том, что это интересный людям вариант.

Подъемы и промахи

Как и в случае с многими другими стартапами, которые впоследствии стали успешными, нельзя сказать, что основателей Udemy с самого начала преследовала удача. Сначала их идея не слишком впечатлила инвесторов, так что основатели в своих попытках привлечь первое финансирование получили около 30 отказов. Тогда они создали первую версию своего сервиса — и уже после этого смогли привлечь средства.

Сейчас у Udemy более 155 тыс. различных курсов, часть из них бесплатные, часть стоит от $10 до $20. Платформой пользуется 40 млн обучающихся и 56 тыс. преподавателей. Также у нее более семи тысяч корпоративных клиентов, среди которых The Walt Disney Corporation, Apple, PayPal, Samsung и Unilever. В общей сложности на сайт загружено около 115 млн минут видео на 65 разных языках.

Хотя массовые открытые онлайн-курсы продолжали появляться и развиваться на протяжении всех 2010-х годов, к концу десятилетия казалось, что идея несколько приелась. Люди активно записывались на курсы, но редко их заканчивали, сотни тысяч курсов на разных платформах конкурировали за ограниченное время и внимание пользователей, причем, как отмечали игроки этой сферы, не столько друг с другом, сколько с сериалами на Netflix, книгами по популярной психологии и апатией пользователей.

Успех в пандемию

И тут наступил 2020 год с пандемией COVID-19. Он оказался для Udemy удачным — как и для многих других подобных сервисов. С введением локдаунов в разных странах, массовым переходом на удаленную работу и растущим опасением людей за свою карьеру интерес к онлайн-курсам повысился. Да и в целом идеи дистанционного образования получили новое рождение.

По собственным данным Udemy, сильнее всего в период с февраля по март 2020 года выросла популярность курсов по таким весьма разнообразным направлениям, как техническое рисование и черчение (рост на 920%), пилатес (на 402%), игра на укулеле (на 292%), а также курсы по рисованию (на 531%) и написанию кода (на 375%) для детей. В целом же число записей на различные курсы в Udemy выросло в этот период более чем в четыре раза.

2020 год не только увеличил количество подписчиков сервиса, но и помог Udemy привлечь значительные инвестиции. За время своего существования Udemy привлекла почти $300 млн. Только в прошлом году в нее инвестировал $50 млн китайский интернет-гигант Tencent, $50 млн она привлекла от японского образовательного холдинга Benesse, а еще $23,5 млн — от инвестфонда Mindrock Capital. Среди других ее инвесторов — фонды Insight Partners, Learn Capital, Prosus и Norwest Venture Partners.

Компания не публикует финансовые результаты, но, по некоторым подсчетам, ее выручка в 2021 году может составить $600–800 млн. Оценка стоимости компании за прошлый год существенно выросла: с $2 млрд в начале года до $3,25 млрд в ноябре.

Многие платформы MOOC стараются воспользоваться успехами последнего времени: в конце марта IPO провела Coursera, она была оценена в $4,3 млрд. Регулярно появляется информация и о намерениях Udemy также стать публичной. Однако компания остается частной, но это не значит, что поучаствовать в ней нельзя сейчас, на этапе pre-IPO.

Как вложиться в Udemy на этапе pre-IPO

Пока Udemy остается частной компанией, войти в нее можно дешевле, чем позже, когда она будет выходить на IPO. Один из способов для этого — торговля фьючерсами на ее акции на бирже UTEX.

Эта биржа была создана в прошлом году, сначала на ней торговались только криптовалюты, а уже в этом году появился новый инструмент — фьючерсы на акции различных компаний, которые пока не стали публичными. Инвестировать таким образом на этапе pre-IPO можно не только в Udemy, но и в многие другие частные компании, например: трейдинговую платформу Robinhood, финтех-сервис Klarna, производителя искусственного мяса Impossible Foods или облачного провайдера DigitalOcean. В общей сложности на UTEX можно приобрести фьючерсы на акции более чем двух десятков компаний.

 

Как работает торговля фьючерсами на акции на pre-IPO

1. Подбор активов и начало торгов. Аналитики биржи UTEX подбирают интересные частные компании и находят маркетмейкера, то есть профессионального участника финансового рынка, у которого есть эти акции. Он выпускает на UTEX фьючерсы и устанавливает начальную цену на них.

2. Торги фьючерсами. Дальше пользователи UTEX могут покупать и продавать эти фьючерсы — причем цену никто не регулирует, она определяется только спросом и предложением на них, а маркетмейкер лишь поддерживает ликвидность. Пользователи могут предлагать свою цену, размещая лимитную заявку.

3. Далее наступает целевой сценарий — событие, связанное с выходом компании на биржу (IPO, прямое размещение, SPAC IPO).

4. Экспирация. Через определенный срок после этого события (обычно этот срок составляет 200 дней, но более точную информацию можно посмотреть на сайте UTEX) наступает экспирация — возможность торговать фьючерсами блокируется, а все фьючерсы, находящиеся у пользователей, продаются.

Преимущества и риски такого варианта pre-IPO инвестиций

Начнем с преимуществ:

1. Фьючерсы на акции — удобный инструмент для торговли. Для того, чтобы заработать, не нужно ждать IPO, фьючерсами можно продавать и покупать в любой момент и извлекать выгоду из колебания цен.

2. Возможность вложиться в организации, которые недоступны на брокерских платформах и других финансовых сервисах.

3. Более привлекательные цены. Пользователи UTEX могут покупать и продавать акции тогда, когда это кажется им наиболее выгодным, а также размещать лимитные заявки, предложив свою цену.

4. Довольно низкие комиссии. На UTEX комиссия при торговле фьючерсами на акции составляет 3%, а при оплате токенами биржи — UTT — снижается до 1,5%.

5. Удобные функции. На UTEX есть несколько удобных для пользователей функций, которых нет на других платформах. Это, например, предупреждения о слишком высокой разнице цен на продажу и покупку или так называемая защита цены, означающая, что ваша заявка будет исполнена только по установленной вами цене.


Есть и риски, но они вряд ли перекрывают преимущества:

1. Вряд ли подойдет новичку. Торгуя фьючерсами на акции на UTEX, нужно самому составлять представление о том, сколько они стоят в каждый конкретный момент, понимать, как разместить лимитные заявки, и т. д. То есть, иными словами, быть опытным инвестором.

2. Нужно осознавать все риски. Инвестиции в pre-IPO сами по себе довольно высокорискованные: если стартап, в который вы вложились, обанкротится, его фьючерсы могут полностью обесцениться.

3. Имеет смысл осознанно подходить к формированию инвестиционного портфеля, сочетая торговлю фьючерсами с другими видами инвестиций, более долгосрочными и консервативными.

Краткое резюме

1. Фьючерсы на UTEX — хороший способ войти в компании, которые пока остаются частными.

2. С помощью таких фьючерсов можно не только инвестировать в интересные частные компании, что возможно и другими способами, но и торговать ими, извлекая выгоду из колебаний их цены.

3. Как говорят отзывы, это инструмент скорее для опытных инвесторов, ведь здесь пользователь должен сам сформировать представление о справедливой цене на фьючерс в каждый конкретный момент и в целом должен понимать риски такого рода торгов. Однако для опытного пользователя это удобный инструмент.

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн