Как минимум с марта 2020 года было очевидно, что стоит вкладываться в самолеты, пароходы, отели, сервисы бронирования и прочие туристические штуки. Сейчас стоимость акций некоторых компаний по-прежнему привлекательная, но перегретость рынка и прогнозируемый уже как минимум пол года крах, не дают мне со спокойной душой зайти на текущих отметках. Эксперты все как один говорят, что туристическая отрасль одна из последних восстановится от последствий пандемии, а это означает и долгосрочные инвестиции. С другой стороны, люди так долго ждут возможности путешествовать, что при первой же возможности рванут за границу на отдых. Что уже и делают.
Пандемия серьезно отразилась на быстро развивающемся мировом туристическом рынке. До этого путешествия составляли 4,4% ВВП стран Организация экономического сотрудничества и развития. В индустрии туризма было создано более 300 миллионов рабочих мест.
Международные поездки резко прекратились с марта 2020 года, и почти все страны ограничили доступ на свою территорию. ОЭСР же прогнозирует, что туризм будет одним из последних секторов экономики, которые восстановят утраченный спрос.
Но желание путешествовать, особенно по Европе, останется неизменным. У меня оно нарастает с каждым днем. Похоже, что первой придет в себя туристическая Европа. Два года назад на это направление пришлось более 50% поездок туристов. Большинство едут на Средиземное море, Балканский регион (Черногория, Хорватия) и Турция.
Какие сейчас тренды в туризме.
Экотуризм становится все более популярным среди отдыхающих. Путешественники все больше обращают внимание на экологию, и это влияет на выбор туристических направлений и продуктов (экскурсии, формат размещения и т.д.), которые они выбирают.
Еще не первый год востребован специализированный туризм. Когда можно совместить приятное с полезным. Одним из примеров является медицинский туризм, который заключается в организации поездки для прохождения лечебных процедур.
Транспорт: самолетом, поездом или автобусом
В отношении воздушного транспорта проводится различие между традиционными компаниями, как правило, национальными (например, Air France, Аэрофлот, Lufthansa) и компаниями с низкими ценником (например, Победа). Наземный транспорт предоставляется, в частности, междугородными автобусными перевозчиками. В Европе я пользовался Flixbus. Совместное использование автомобилей также становится все более и более распространенным, типа BlaBlaCar.
Размещение
В основном это отели, входящие в холдинги типа Marriott, Hilton. Бюджетно можно остановиться и на Airbnb.
Онлайн-туристические агентства
Это что-то вроде дистрибьюторов туристических продуктов. Они предлагают своим клиентам авиабилеты, отели, аренду автомобилей или туры, накручивая себе наценку от поставщиков. Самые известные Expedia, Booking.com.
Еще есть поисковые системы — Skyscanner для перелетов и Trivago для отелей.
Конкурентоспособность в сфере туризма, как видим, особенно высока.
Европейцы продвигают туризм по нескольким направлениям:
стимулировать конкурентоспособность европейского туристического сектора;
способствовать развитию устойчивого, высококачественного туризма;
укрепить имидж Европы с точки зрения разнообразных направлений;
максимально использовать потенциал финансовой политики ЕС для развития туризма.
Вот немного информации о компании, акции которой, как мне кажется, ещё не поздно брать.
Booking — американская (изначально нидерландская) технологическая компания для путешествий, основана в 1996 году. Предлагает широкий спектр услуг, связанных с путешествиями, такими как бронирование отелей, авиабилетов, круизов, аренда автомобилей, и т. д. Во всех холдинговых компаниях работает более 20 000 человек.
Данные на 2020 год
Выручка: 4,3 млрд долларов
Зарезервировано 355 миллионов ночей
Есть 2,4 миллиона объектов недвижимости
Выручка: 6,8 миллиарда долларов
EBITDA: 879 млн. долларов
Чистая прибыль: 59 млн. долларов
Рыночная капитализация: 90 млрд. долларов (на май 2021 года).
крипто-туризм
Travala.com