Сегодня я веду репортаж из Boca Chica (Бока-Чика), который в Техасе.
Бока-Чика на испанском значит — «хароший, годный дэвушка, вах». Но это неточно.
Стало модно писать посты на тему “Что я познал в этой жызни к 39”
В ответ на этот модный тренд, я приехал проинспектировать достижения Элона нашего Маска к 49-ти.
Деревни Boca Chica, в которой я чуть не купил землю (но это другая история) – ее больше нет. На ее месте – хипстерское поселение Starbase, в котором живут сотрудники Spaceх. Через деревню проходит одна короткая дорога (метров 500), в самом конце которой стоят две ракеты Starship. Одна из них, кажется, та, что справа – это та, которая успешно приземлилась. Что за ракета слева, я не знаю. В профиль где-то ее видел, но не могу вспомнить.
В нижней части заглавного фото, на крыше моего пепелаца стоит айпад с постом Тимофея про то, что он осознал к 39-ти. На заднем фоне – скромный ответ Тимофею от Илона Маска. Обгонит ли Тимофей к своим 49-ти сегодняшнего Маска? Поживем – увидим
Старый знак на въезде в Boca Chica — остался с назапамятных времен, с тех пор, как на бочке от воды местные алкаши-механизаторы, специалисты по выращиванию кактусов в пустыне, вывели нетвердой рукой — добро пожаловать, мол.
Если бы они знали, что ожидает их деревню, они бы сто раз подумали, прежде чем приглашать к себе в гости.
Вот как Boca Chica выглядит теперь со стороны дороги
Справа — моя машина, слева — вид на деревню, не перепутайте
Дороги не видно, дорога еще правее.
Между этой дорогой и ангаром с надписью Starbase насыпана широченная подушка из гравия
Здесь гравий везде, они его очень любят, мать их. Лобовое стекло моей машины — похоже, не очень любит гравий.
На нем теперь трещина, после того, как меня обогнал и осыпал камнями пикап на дороге
Впрочем, жаловаться грех. Не бывает дальних путешествий без геморроя с техникой
Для сотрудников Spaceх поставили несколько стильных домов на колесах от фирмы Airstream.
Они были супер популярны приблизительно во время лунной программы, прикольный отсыл к истории
На заднем фоне -ангар, в котором собирают ракеты, до того, как их придет время отвезти на стартовую площадку, которая парой километров дальше, прямо возле океана.
Очень прикольно — проезжаешь мимо стартовой площадки и опа — ты на пляже .
Вот как starbase выглядит при подъезде к ней издали. Справа — Рио Гранде и мексиканская граница, и там же по идее, справа, между дорогой и мексиканской границей — находится стартовая площадка. Я немного прифигел, увидев ракеты не справа, а слева дороги.
Это шло в разрез с моим пониманием географии этого места.
Потом до меня дошло, что сама стартовая площадка — еше дальше по дороге, а то, что я вижу — это бывшая Boca Chica Village
Вот эта улица в Boca Chica, которую еще не успел приватизировать Spacex. По ней можно вполне легально проехать вглубь деревни, где все участки выкуплены SpaceX. Хотя, не все — там есть пара домов, торчат как три тополя на плющихе. Смотрите справа на фото. Видимо, их владельцы отказались продавать. Улица упирается в 2 ракеты.
Там же — вход в какое то то ли административное здание, то ли кафе. В конструкции навеса использованы два стабилизатора ракет Starship
Пока что ни в деревне, ни в стартовом копмлексе — нет ничего для туристов. Моя попытка проникнуть в кафешку для сотрудников была вежливо пресечена службой безопасности. Я не удивлюсь, если вот это здание готовят под будущий Visitor Centre для туристов.
Ну и наконец — мечта любого маскодрочера — не одна ракета, а целых две!!!
Там к ним можно прямо подойти и потрогать, я, правда, не решился, может послезавтра еще раз съезжу
Для тех, кто не в теме — конечно же, это все пиар, построенный на государственные деньги, и маск — не изобретатель, а гениальный пиарщик.
Ничего из методички не забыл ?
Я работал много лет с немцами, в автопроме. Они про американцев, причём про своих же коллег, уничижительно говорили: «PowerPoint Engineering”. То есть это не только Маск, там звиздаболов почти вся страна. Понтоваться только могут, а как до дела доходит — делают жидко в штаны. Вот и весь результат.
Вроде бы американская инженерия на уровне.
ну и у маска есть результат, чего уж там)
Есть ведь всякие любители, а тут им сразу два Солсберийских-Бокачикских шпиля.
Маск молодец, реализует свои фантазии на базе текущих достижений прогресса.
Ему бы ещё немного социальной инженерии добавить, чтобы перекроить наше болото, в этой области здорово отстали
У населения куча оружия, а психов в популяции тоже хватает
Но это, вроде, не простая сталь, а какой то специальный холоднокатанный прокат, который вроде делают только для Spacex
Из этой же стали, и по этой же технологии — они строят сейчас резервуары для воды и для сжиженного метана и кислорода
Жизнь в вагончике — видимо временная мера до более постоянного решения. Всего несколько месяцев назад Boca Chica — была деревня в степи, там даже воды своей нет, только привозная. И артезианскую скважину прорыть невозможно, потому что океан близко, вода будет соленой.
Там надо кучу инфраструктуры под это дело строить, солнечные электростанции, опреснительные установки и т д
На дороге к Spacex — почти что пробка из грузовиков, которые возят шебень, песок и бетон. Строительные рабочие и техника везде снуют как муравьи
Может, если будет хорошая погода, я ещё послезавтра часов в 6 утра съезжу на фотосессию
А то NASA столько бабла в контракты вливает, уже ждешь космопорт как бы…
это сильно зависит от марки стали, как я понял
поэтому сталь какого то специального типа и была выбрана
для популярного объяснения, посмотрите хотя бы это видео, там много всего интересного про криогенную температуру
youtu.be/LogE40_wR9k
Кроме того, в случае SpaceX постоянно упоминают нержавейку. Т.е. они даже с материаловедением, похоже, не особенно мудрят.
вы в spacex позвоните, откройте им глаза так сказать
Вам видео, на которое я дал ссылку — лень посмотреть, или английский не очень?
для популярного объяснения, посмотрите хотя бы это видео
youtu.be/LogE40_wR9k
еще — если вы хоть одно видео запуска Spacex видели — там и иней есть тоже. Просто они ракеты для прыжка на 10 км до конца не заправляют, поэтому инеем покрывается только небольшая часть корпуса. Плюс, ей особо некогда покрываться, потому что запуск происходит почти немедленно после заправки
сатурны и шаттлы успевали обледенеть, потому что там грузили космонавтов после заправки и проводили еще кучу проверок, а тут залил немного топлива — и можно тестировать
Почему-то (это понятно) всё, что делает Маск окутывают ореолом невероятного. И фанаты Маска с горящими глазами такую фантастику рассказывают...
Физические свойства стали ни Маск ни его команда не меняли. Чуть переконопатили материалы, да более современные расчеты двигателей. В реальности это (многоразовые ракеты вертикального взлета) все уже было сделано в металле и летало многоразово еще в начале 90-х Delta-Clipper X:
&ab_channel=jaglavaksoldier
Т.е. это многоразово летало еще когда Маск еще под стол ходил.
Этот проект был при поддержке NASA www.hq.nasa.gov/pao/History/x-33/dc-xa.htm. Его закрыли, т.к. было много критики на дороговизну программы. Спустя лет 15 NASA (какое совпадение) вкладывается в многоразовые ракеты снова, но уже в виде заказчика, якобы. Хотя, когда на SpaceX от военного конгломерата TRW был подан иск за кражу технологий и переманивание персонала, этот проигрышный иск для SpaseX невероятным образом замяли — такое мог замять разве что NASA (именно поэтому ходит неофициальная версия, что за SpaceX торчат уши NASA (и поддержку, и передачу технологий, и свободной использование инфраструктуры NASA)).
Эта технология, прикрываться чудаковатым «изобретателем» и мутить секретные проекты, обкатана в середине 20-го века на Говарде Хьюзе (почитайте, как это работало).
Грубо говоря, что «изобрел» Маск — уже летало задолго до него. Двигатели и технологии не Маска, и перетянутого Томаса Мюллера с технологиями, и полная поддержка NASA.
Ну, фанаты Маска даже никогда не слышали про DC-X — им все в новинку, и верят, что это всё «изобретено» Маском. Да, улучшено за пару десятков лет технологии ушли дальше и стали дешевле, но ничего кардинально нового. Но ореол «изобретателя» Маску усиленно накачивают (да и он сам старается). За неимением настоящего изобретателя, пусть прогресс двигает этот спектакль :). Лучше так, чем стагнация.
за то время, что вы писали свой пост — могли бы видео посмотреть, тогда и разговор бы предметный получился
ну так я с третий раз и говорю — там объясняется почему выбрана нержавайка, а не ваша альтернативная физика.
Выбрали нержавейку — прекрасно. Но от этого выбора сталь при криогенной температуре пластичнее на станет. Я не понимаю, зачем по сотому кругу этот вопрос поднимать. У каждого выбора (материала/технологий) есть свои плюсы и минусы. У каждого режима, далекого от н.у. (большие температуры, низкие температуры, вакуум, избыточное давление...) тоже есть свои специфические проблемы.
Я же не критикую их выбор. Они просчитали по нагрузкам, коррозии, температурам, цене, технологиям и т.п., что нержавейка лучше подходит. Я критикую то, что вы сказали что стали от криогенных температур только лучше. Вот к чему был мой коммент: криогенные температуры создают стали проблемы (особенно для знакопеременных и ударных нагрузок в случае ракеты).
я не понимаю, как они будут предохранять жидкий кислород и метан от выкипания на пути к марсу, который вроде три месяца займет или что то около этого
мне кажется, там никакая термоизоляция не поможет
А неофициальную: что за SpaceX торчат уши NASA (Мюллера, TRW, DC-X...) как-то непринято говорить. А если сказать, то «как ты посмел усомниться в святом Илоне?».
За Роскосмосом, например, стоят вообще все научные институты страны, и что ?
Гуру Хренов, ну вот, смысл пулять ракету на 10 км, не до конца заправленую? Отсутсвие предстартовых проверок тоже удивляет. Если мы хотим протестировать ракету, то разумно сделать её полностью заправленой, с соответвующей имитацией полезной нагрузки (по габариту и по массе). А вот это вот недозаправленое чудо из нержавейки-хз для чего оно.
Кстати нержавейка очень тяжелая, в нормальных ракетах используются титан и алюминивые сплавы
там расстояние я думаю километра 2
я вчера дошел до самой западной оконечности South Padre island, и понял, что там вообще идеальное место для наблюдения за запусками — до стартовой площадки километров 5-6
в Kennedy Space Center для того, чтобы попасть на наблюдательную площадку в день запуска ракеты, которая тоже в 6-ти километрах — надо заплатить долларов 200+
А там-огромная площадь на побережье — бесплатный амфитеатр для над
наблюдения за запусками, там десятки тысяч можно комфортно разместить
Вот это меня удивляет. Вы свободно там ходите, и вас не гоняют. Вы и на стартовую площадку можете подойти (или близко)? Т.к. шастающие туристы могут нечаянно или чаянно что-то могут испортить — проблем будет море. Так же и те, кто близко к стартовой площадке смотрят запуски (или перед запуском отгоняют?).
A2format, посмотрев на все это на месте — я тоже думаю, что если бустер + ракета взорвутся на старте, то в бока чика потом придется все дома как минимум остеклять заново. Все таки расстояние не такое большое, а количество метана и кислорода в бустере и ракете будет эпичное. Особенно — если происходит объемный взрыв, как в вакуумной бомбе
За тех, кто будет смотреть через пролив — я как то спокоен, вот я схему нарисовал — зеленый крестик — это стартовая площадка, а синим овалом обозначены места для зрителей :-)
В самом нижнем правом углу — линейка для масштаба. Там километров 5, идеальное расстояние и меньше, чем на гостевой VIP — трибуне на мысе канаверал.
Я чувствую, что когда будут ракету вместе с бустером запускать, то придется ехать смотреть. Сделаю еще один репортаж
То же самое про эвакуацию. Я думаю, что наверное эвакуируют, это должно быть регуляторами как то быть предписано, что на X километров от запуска никого лишнего быть не должно
это очень нетривиальный процесс, потому что включает в себя запуск двигателей и топливо при этом шарашит в баках туда сюда
Нужно было Теслу взять для такого репортажа. =)
Value, с Теслой на самом деле, интересная история
Я ее готов купить, но у меня нет зарядной станции
Уже год трахаюсь с управляющей компанией своего кондо, чтобы они наконец-то разрешили мне установить зарядную станцию на мои парковочные места в гараже. Там столько всяких сложностей и платежей, что не уверен, что мне вообще это когда-то удасться сделать