В последнее время все больше и больше компаний выходят на рынок. Как участвовать в IPO и не остаться у разбитого корыта?
Будет два поста, которые включают следующие части:
1. Что такое IPO и зачем оно нужно?
2. Этапы IPO
3. Как участвовать в IPO?
4. Как проанализировать компанию при IPO?
IPO – публичное размещение акций компании на бирже. Условно была компания без акций (например, ООО), далее она выпускает акции, меняет организационно-правовую форму в АО и в ходе IPO становится публичной, предлагая акции всем желающим.
Главная цель IPO – привлечение средств инвесторов на развитие, т.к. IPO – это один из самых выгодных вариантов это сделать. Другими вариантами привлечения средств являются кредиты и выпуск облигаций.
Прежде чем выйти на публичный рынок, компании нужно пройти ряд сложных подготовительных этапов:
1. Анализ компании на соответствие критериям публичности: орг-структура, информационная прозрачность, корпоративное управление, ведение необходимой отчетности и т.д.
2. Подготовка к IPO – подбор консультантов (оценивают компанию), брокеров (через них и происходит IPO), андеррайтеров (в случае отсутствия спроса выкупят акции), согласование параметров IPO (количество, диапазон цены, даты), подготовка документов.
3. Создается Инвестиционный меморандум (с описанием компании и параметров IPO) и проводится road-show (рекламная кампания). Именно на этом этапе многие узнают о грядущем IPO.
4. Процесс сбора заявок от инвесторов, прайсинг (определение окончательной цены), удовлетворение заявок (аллокация).
5. Собственно, выход акций на биржу и начало их обращения.
Итак, вы узнали, что определенная компания выходит на биржу. Но этого пока недостаточно, чтобы принять решение об участии в IPO. Необходимо дождаться минимум 2-х параметров: диапазона цены и объема размещения. Желательно еще знать оценку капитализации компании брокерами и аналитиками. Эти данные необходимы при анализе справедливой цены акций, об этом в следующем посте через неделю.
Сама по себе процедура участия в IPO проста донельзя. Когда компания объявляет об IPO и устанавливает диапазон цен на акции, начинается сбор заявок от инвесторов. Нужно найти раздел по IPO в приложении вашего брокера или в личном кабинете (также как вы находите акции). Если вы не знаете где это, то свяжитесь с брокером и вам точно скажут, где это и какие IPO доступны на данный момент.
Далее нужно подать заявку на участие, указав только сумму. Сумма, как правило, списывается со счета сразу. При покупке акций на бирже, как вы знаете, нужно указывать количество и цену акций. При IPO цена акции определяется исходя из спроса. Если спрос небольшой, то итоговая цена будет ниже и наоборот. Вашу заявку могут исполнить полностью, частично или не исполнить вовсе – это называется аллокация. Если спрос небольшой, то аллокация будет высокой и наоборот.
После того как подали заявку, остается только ждать результатов IPO. В любом случае все произойдет автоматически: если все хорошо, то заявка полностью исполнится и на счету появятся акции. Также может быть частичное исполнение. например, подали заявку на 10 тыс. руб., а исполнилось только 5 тыс. руб. В этом случае на счету появятся акции и деньги на соответствующие суммы. Заявка может и вовсе не исполниться, и тогда деньги обратно придут на счет. Это происходит, когда суммарный спрос заявок больше чем акций, которые компания планировала разместить на бирже.
Заявки исполняются по очереди – кто первый подал заявку, тот и первый в очереди. Кто подал в последний момент – в очереди последние на исполнение. Заявки вторых могут не исполниться. Также нужно помнить, что некоторые брокеры взимают комиссии за IPO, например, у Тинькофф 2% от суммы успешной заявки. У ВТБ нет таких комиссий.
Иногда после IPO бывает локап-период (Lock-Up) – период после IPO, в течение которого инвесторы не могут продать акции, купленные на IPO. Как правило это 3-6 месяцев. Чаще такое ограничение накладывается на топ-менеджеров, организаторов IPO и к розничным инвесторам не имеет отношение.
На самом деле технически участвовать в IPO не сложнее, чем купить акции на бирже. Гораздо важнее и сложнее правильно проанализировать компанию, прежде чем принять участие в его IPO. Анализ компании перед IPO повышает шансы на успех, однако как и во всех других сферах инвестиций и финансов, не дает никаких гарантий. Более подробно анализ компании перед IPO разберем в следующем посте, т.к. этот пост получился уже достаточно объемным и ёмким.
Этот пост из моего блога об инвестициях в Instagram:
www.instagram.com/long_term_investments/?hl=ru
Подписывайтесь!