Метавселенная — термин пока что для большинства экзотический, но ненадолго. В недалеком будущем мы будем общаться, работать, танцевать, знакомиться (а также периодически стрелять по врагам) в невероятном гибридном пространстве, где встречаются самые передовые технологии — от VR до блокчейн.
«Мета» по-гречески значит «за пределами». Слово «метавселенная» (metaverse) впервые встречается в романе американского писателя Нила Стивенсона Snow Crash, опубликованного в 1992 году. По сюжету люди проводят все свое время в виртуальном пространстве, взаимодействуя друг с другом в образе трехмерных персонажей — «аватаров». Например, они развлекаются в 3D-барах и ночных клубах, занимаются бизнесом и т. д. Метавселенная в романе — своего рода «интернет 2.0» (кстати, Всемирной сети на тот момент было уже более 10 лет).
Идея Стивенсона не была уникальной: подобные концепции альтернативных виртуальных вселенных периодически возникали в среде киберпанка конца 80-х — начала 90-х. Однако прижилось именно меткое название «метавселенная».
Теперь, почти тридцать лет спустя, мы наконец наблюдаем ее зарождение — уже не в фантастическом романе, а наяву. Причем некоторые из ключевых участников процесса признают, что вдохновляются концепцией Нила Стивенсона. Так, ведущий разработчик проекта Oculus VR Майкл Эбраш в свое время пробовал воплотить идею метавселенной, создав легендарный многопользовательский шутер Quake.
Таким был оригинальный Quake. Источник: bloody-disgusting.com
Метавселенная — это гибридная реальность, выходящее за пределы как нашего физического мира, так и мира виртуального. Это не полностью воображаемое пространство, как в «Матрице», а неразрывная связка двух миров, порождающая мощную синергию. Развитие метавселенной опирается на множество технологий:
Хотя технология виртуальной реальности (VR) играет ключевую роль, дополненная и смешанная реальность также будут важной частью метавселенной по двум причинам. 1) Очки для виртуальной реальности пока что есть у крошечного процента пользователей, поэтому проекты метавселенных должны обеспечить поддержку всех платформ, чтобы привлечь максимально широкую аудиторию. В частности, функционал AR уже доступен на большинстве новых смартфонов. 2) Нынешние модели VR-очков просто не позволяют долго находиться в виртуальной реальности: пользователь устает, может заболеть и начать кружиться голова или даже возникнет тошнота.
Многопользовательская виртуальная реальность требует передачи большого объема данных, и на один лишь WiFi здесь полагаться нельзя. Сейчас нам уже кажется нормальным, что можно посмотреть видео на YouTube в метро; а с приходом 5G станет такой же нормой подключиться к виртуальному совещанию в электричке, например.
Эта технология позволяет открывать VR-контент прямо в браузере, без установки тяжелых приложений. Google, Oculus и Microsoft уже в той или иной мере поддерживают WebVR. Без этого инструмента внедрить масштабную метавселенную будет трудно: потребуется огромное количество свободного дискового пространства на устройствах. При этом WebVR, в свою очередь, нуждается в 5G: без быстрого интернета веб-приложения имеют свойство подвисать.
В пространстве метавселенной можно будет приобретать товары и услуги так же, как мы сейчас это делаем в соцсетях. Только они будут в основном виртуальными — например, одежда для вашего цифрового двойника. А для расчетов будут широко применяться токены как наиболее «виртуальный» метод оплаты. Например, платформа-метавселенная Sensorium Galaxy уже сейчас внедряет токен SENSO как способ оплаты билетов на виртуальные концерты, аватаров и аксессуаров для них и т. д.
Все товары в магазине Sensorium можно купить за SENSO. Источник: sensoriumgalaxy.com
Метавселенную населяют не только аватары реальных пользователей, но и NPC (non-playing characters, в простонародье «непись») — персонажи, сгенерированные компьютером. Они создают «массовку», но также могут и поддержать простой разговор, а управляет ими искусственный интеллект. И чем больше усложняются AI-алгоритмы, тем более естественным и сложным будет поведение «неписей». Например, в проекте Sensorium Galaxy и SENSO AI-персонажи будут вести себя настолько реалистично, что с ними даже можно будет организовывать романтические свидания (так называемый “AI-дейтинг”).
3D-графика для ведущих VR-проектов в основном создается на тех же движках, что и лучшие современные игры. Прежде всего это Unreal Engine от Epic Games — студии, выпустившей Fortnite. Благодаря этой технологии можно получить максимально реалистичные текстуры, освещение и т. д., что необходимо для создания иллюзии присутствия.
Источник: alienbrain.com
Чем сложнее виды деятельности, которыми занимаются пользователи в VR, тем точнее движения аватара должны повторять то, что делает человек, вплоть до движения пальцев. Танец, спорт, рисование, музыка — все это требует отслеживание большого числа опорных точек, а значит, нужно будет либо много сенсоров, либо более продвинутая технология. Кроме того, точное повторение движений позволит снизить физический и психологический дискомфорт при длительном ношении VR-гарнитуры.
Если коротко, то чем угодно! Разве что есть и пить нельзя. Хотя ничто не мешает вам посидеть в баре с коктейлем в руке и пообщаться (а то и пофлиртовать) с интересным аватаром — к слову, именно так проходит дейтинг на космическом корабле в метавселенной Sensorium Galaxy.
Вот лишь некоторые из возможных активностей — многие из них уже реализуются разными командами:
Концерты знаменитостей (причем сама знаменитость присутствует в форме аватара);
Дискотеки и ночные клубы;
Уроки и тренинги — от живописи до программирования и пожарной безопасности;
Спорт — как любительский, так и соревнования. Этот вид активности сложнее реализовать, так как он требует точного отслеживания движений и полного отсутствия лага между движениями физического тела и движениями аватара. Но и эта проблема наверняка будет решена;
Кино — причем в виртуальной реальности просмотр фильма может сопровождаться небывалыми эффектами;
Театр и перформанс;
Дейтинг (романтические знакомства);
Встречи с близкими, которые живут на расстоянии. Это куда лучше, чем видеозвонки, хотя для полной реализации потребуются гиперреалистичные аватары, полностью повторяющие внешность человека — такие, как Codec Avatars;
Деловые совещания, переговоры и конференции;
Источник: venturebeat.com
Презентации товаров и выставки;
Музеи и галереи искусства — а также создание собственных произведений, например, стрит-арта;
Шоппинг — для комфортной жизни аватара потребуется гардероб, квартира, средство передвижения и т. д. При этом в метавселенной не действуют ограничения нашего мира, поэтому дом может парить в воздухе, а передвигаться вы будете, скажем, верхом на драконе;
Реклама — специалисты по маркетингу уже оценили потенциал метавселенной. Это безграничный простор для размещения биллбордов, спонсорских контрактов, всяческих PR-акций и т. д.
Так же, как история авиации начиналась с нескольких изобретателей и конструкций, эра метавселенных, скорее всего, начнется с ряда независимых проектов. Следующим шагом станет разработка технологий, позволяющих перемещаться из одной метавселенной в другую, не снимая VR-гарнитуры. В WebVR-комьюнити это называется deep linking — по аналогии с дип-линками, которые позволяют переходить между приложениями.
Еще одна интересная концепция — «рюкзаки»: механизм переноса предметов из одного виртуального пространства в другое. Цель в том, чтобы одежда и прочее имущество вашего аватара перемещалось вместе с вами, когда вы телепортируетесь в другую метавселенную. Логично: деньги-то на весь этот скарб потрачены, и немалые. Вполне вероятно, что рюкзаки будут реализованы с помощью технологии NFT (non-fungible tokens) — особых криптографических токенов, которые кодируют уникальные цифровые объекты.
Однако конечная цель всего этого процесса — слияние всех метавселенных в одну. Можно сказать, что это будет вселенная, состоящая из множества галактик, созданных разными разработчиками. Какие-то из них будут максимально реалистичными, а какие-то — мультяшными по стилю исполнения. В одних будет царить футуризм, а в других — фэнтези наподобие «Властелина колец». Некоторые будут прежде всего пространствами для бизнеса или исследований, а некоторые — чисто развлекательными. И именно это разнообразие составляет главный потенциал метавселенной.
В декабре 2019 г. СЕО компании Epic Games Тим Суини, отвечая на вопрос, считает ли он Fortnite игрой или платформой, многозначительно написал: «Fortnite — это игра. Но задайте этот вопрос снова через год.»
Действительно, хотя знаменитая игра Fortnite и не использует VR (по крайней мере пока), у нее есть много других признаков метавселенной. Например:
— В апреле 2020 г. в Fortnite состоялся виртуальный концерт рэпера Трэвиса Скотта, который сыграл его в виде аватара;
Источник: thedrum.com
— В честь выхода последнего фильма Star Wars в игре прошла презентация с участием режиссера Джей Джей Абрамса (в виде аватара) и даже Императора Палпатина;
— Игроки тратят сотни миллионов долларов в год, покупая игровые предметы за V-bucks — внутреннюю валюту Fortnite;
— Множество спонсорских интеграций в виде скинов знаменитостей, героев фильмов и даже персонажей других компьютерных игр;
— В Fortnite уже проходят стримы трейлеров и целых фильмов;
Источник: giochipertutti.org
— Помимо стрельбы по врагам, участники просто общаются и хорошо проводят время.
В отличие от Fortnite, Sensorium Galaxy — метавселенная в полном смысле слова, с большим числом экзотических миров и активным использованием VR. Разработчики сделали ставку на крайне реалистичную графику (сделанную с помощью движка Unreal Engine) и на продвинутый AI, который управляет NPC.
Источник: ritzherald.com
Стоит отметить, что Sensorium Galaxy — мультиплатформенное решение, так что те, у кого нет VR гарнитуры, также смогут общаться с другими аватарами, покупать аватары и одежду для них за токены SENSO и так далее.
Первым уже осенью 2021 г. будет запущен мир PRISM (см. Видеотизер). Его тема — электронная музыка: Sensorium Corporation подписала контракты с рядом знаменитых диджеев (список здесь). Их концерты в инопланетных локациях можно будет как посмотреть на компьютере, так и телепортироваться на площадку с помощью VR-очков, чтобы по-настоящему «поколбаситься» в компании других аватаров.
Источник: vrfocus.com
Для оплаты билетов на концерты, аксессуаров для аватара и прочего премиум-контента в Sensorium Galaxy используются в том числе нативные токены SENSO, которые дают скидку в 20% по сравнению с оплатой по карте. SENSO уже доступны на ряде криптобирж: Poloniex, Bittrex, KuCoin и т. д.
Метавселенная — это не теория и не футуристический прогноз. Это наше с вами недалекое будущее. Пришествие метавселенных произведет такую же грандиозную трансформацию в обществе, как в свое время распространение интернета — и согласитесь, увлекательно сознавать, что мы станем непосредственными участниками этого процесса.