Олег Кузьмичев
Олег Кузьмичев личный блог
09 марта 2021, 19:34

Globaltruck – 3.5 года после IPO

Globaltruck — одна из крупнейших компаний на российском рынке автомобильных грузовых FTL-перевозок (Full Truck Load, доставка с полной загрузкой траков). В ноябре 2017 компания разместилась на Московской бирже по 132 рубля за акцию. Якорными инвесторами выступил РФПИ и инвесторы с  Ближнего Востока (до 20% компании), спасибо этим парням за инвестиции в компанию – сегодняшняя цена за акцию меньше 40 рублей.


Хотелось бы коротко разобрать несколько вопросов (без рекомендаций):


— выполнили ли задачи, которые обещали после IPO;


— финансовые показатели;


— есть ли перспективы у компании?


1. Задачи после IPO


Выручка от IPO составила около 4 млрд руб, текущая капитализация 2.25 млрд рублей. Треть выручки от IPO ушло основателю Александру Елисееву. Остальную часть планировалось потратить на расширение бизнеса и покупку 350-450 тягачей и полуприцепов. На картинке цифрой 1 – обозначен тягач, цифрой 2 – полуприцеп.


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
Цитата из «Коммерсанта» с «загадочным источником»:


«Источник, знакомый с ходом размещения, говорит, что инвесторы возлагают большие надежды на рост компании за счет благоприятных рыночных факторов, в том числе дефицита грузовиков и ухода с рынка «серых» схем, что дает преимущество «белым» компаниям. При этом Globaltruck вполне может стать консолидатором сектора, говорит собеседник “Ъ”. Но один из самых важных факторов — качественный менеджмент, который сумел в короткие сроки создать одну из самых эффективных с операционной точки зрения компаний на рынке, добавляет он».


Большие надежды на рост цены акций явно не удались, а что с количеством автопарка?


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
С прицепами похожая ситуация (всего полуприцепов сейчас 1450), получается за счет IPO приобрели 200 тягачей и 200 полуприцепов. Средний возраст автопарка держат на хорошем уровне, причем тягачи Volvo и Scania, полуприцепы Schmitz и Krone.


2. Финансовые показатели


Долг до IPO был 3 млрд рублей, после IPO на небольшое время стал 1.3 млрд рублей. На текущий момент долг опять 3 млрд рублей (в 2019 было 4 млрд рублей, сделали за год немаленький такой deleverage).


Выручка с даты IPO выросла на 50% (было 6.6 млрд, стало 9.3 млрд), EBITDA при этом осталась на том же уровне, а прибыль вообще снизилась.


Основная проблема компании – цены на фрахт автотрака в РФ за 3.5 года не выросли (а топливо выросло). Ключевые затраты компании – топливо и зп дальнобойщикам (70% от всех затрат).

Globaltruck – 3.5 года после IPO
 3. Перспективы.


— экс топ-менеджер Магнита при Сергее Галицком – Илья Саттаров полтора года назад стал СЕО компании. Через пару месяцев после назначения запустили buyback 5% акций группы (по 120 продаем, по 40 покупаем)). На текущий момент выкупили около половины объявленного объема;


— наращивать автопарк в ближайшие 3 года не планируют;


— основные заказчики из растущих бизнес-сегментов: e-commerce, retail (магнит и х5 снижают количество тягчей в последнее время), сырьевики (УГМК, ММК);


Илье Саттарову недавно задали вопрос:


« — Акции Globaltruck на «Московской бирже» сейчас торгуются вокруг отметки в 40 руб., при IPO вы размещались по 132 рубля за бумагу. В каком горизонте цена может хотя бы немного приблизиться к начальной отметке?


— Текущая цена бумаги, конечно, не отражает стоимость компании. Она скорее отражает общий интерес рынка к компаниям такого профиля — хардовым FTL-компаниям, которые присутствуют на рынке.


Что с бумагой? Должны быть реализованы все цифровые инициативы и все инициативы с точки зрения внедрения инновационных продуктов, которые наш менеджмент планирует реализовать в течение трех лет. Тогда, безусловно, компания будет восприниматься рынком по-другому — как компания, которая использует комбинированную модель, как компания, которая является, в том числе, цифровой. Это будет правильным сигналом рынку, подогреет интерес. Мы видим на рынке примеры, когда цифровая компания торгуется совершенно по другим мультипликаторам. Я имею в виду известные общеевропейские и мировые примеры в логистике — в сегментах FTL, LTL, в сборных грузах, «сборка плюс склад». При реализации всех цифровых инициатив Globaltruck точно по-другому будет стоить.


— Возможен ли для Globaltruck возврат к теме выплаты дивидендов в обозримой перспективе?


— Точно возможен. Я думаю, в ближайшее время мы к этой теме вернемся, это правильная политика. Это хороший сигнал рынку, это также подогреет интерес инвестсообщества к нашим акциям. Нужно выйти на плато с точки зрения завершения определенной стадии изменений, и дальше денежный поток позволит платить дивиденды. Имея опыт, я считаю, что это хорошая практика для рынка, когда публичная компания платит дивиденды. Мы с Александром Елисеевым и советом директоров это обсуждаем, и, думаю, по готовности объявим это рынку.»


— посмотрел свежую презентацию (от 4 марта 2021) – планируют строить свою экосистему (добрались до дальнобойщиков!). Выглядит интересно с прицелом на несколько лет (если у них все получится, конечно).


 Globaltruck – 3.5 года после IPO
Globaltruck – 3.5 года после IPO 


Вывод: IPO было провальное для инвесторов, но на текущий момент компания выглядит инвестиционно-привлекательно (если все планы сбудутся), но это не точно. В теории, вывод из серой зоны бизнеса FTL (который сейчас постепенно идет) + раздел рынка между несколькими игроками должен принести бенефит лидерам процесса, коим и является Globaltruck. Экосистема пойдет бонусом, если у них получится ее сделать конечно. 

P.S. Бонусом расчет на салфетке:
Текущая капитализация + долг ~ 5 млрд рублей.
1300 x scania 2018 года стоят ~ 9 млрд рублей 
1450 х schmitz полуприцеп ~ 3 млрд рублей.
Итого: 5 млрд vs 12 млрд.

Вероятно часть машин в лизинге (хотя в debt финансовый лизинг занимает 40%), возможны еще какие-то бухгалтерские трюки. 

Спасибо за внимание.

19 Комментариев
  • Longman
    09 марта 2021, 19:47
    Может и дернут в ближайшее время
    • Kuh
      09 марта 2021, 21:25
      Longman, на 20? )
      • Longman
        10 марта 2021, 07:08
        Kuh, да хоть куда, лишь бы не боковик
  • Тимофей Мартынов
    09 марта 2021, 20:14
    Спасибо! Прочту чуть позже
  • Виктор Петров
    09 марта 2021, 20:21
    почему полуприцепов на 11,5% больше, чем грузовиков?
    • klok
      10 марта 2021, 10:49
      Виктор Петров, рискну предположить разные типы прицепов (рефрежератор или нет) и сезонность их загрузки
    • Admiral
      17 марта 2021, 15:19
      Виктор Петров,  Часть работ, выполняются методом перецепки. Т.е. пока полуприцеп стоит под погрузкой/разгрузкой, тягач ему не нужен.
  • Николай Помещенко
    09 марта 2021, 21:30
    Я уже год держу на 3% депо. Единственное, что из наших в портфеле
    Компании нужна допка, развиваться надо
    Иностранного инвестора, в идеале
  • Zorkiy
    09 марта 2021, 22:01
    Они случайно не связаны с Global Truck Delivery (GTD), ранее ТК КИТ?
    • Admiral
      17 марта 2021, 15:18
      Zorkiy, http://lorry.com/userfiles/gt-m/27.01.2020/Globaltruck-GTD27012020RU.pdf

  • Кирилл Соколков
    09 августа 2021, 01:13
    Люди очнитесь… тут как бы скоро революция на рынке будет… яндекс грузовой называется… если яндекс запустит сервис по 20 тонным машинам и объединить часников они снесут этих динозавров…

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн