Деньги – важный инструмент повседневной жизни. А финансовая грамотность — необходимый навык не только для взрослых, но и детей. Чем раньше дети научатся разумно обращаться с деньгами, тем быстрее смогут полноценно ориентироваться в современном мире и принимать обоснованные финансовые решения. Ведь осознанное управление деньгами сегодня во многом определяет успешность, благополучие и качество жизни.
В этой статье хочу поделиться личным опытом, как я обучаю своего ребёнка финансовой грамотности.
Главный мой секрет, который совсем не является секретом, заключается в том, что делаю я это ненавязчиво, играя, увлекая ребёнка.
Первым нашим шагом в освоении финансовой грамотности была игрушка соответствующей направленности — детский кассовый аппарат со звуковыми и световыми эффектами, в комплект входили деньги, кредитная карта и продукты. Мы играли в магазин, учились обращаться с деньгами и картой. Когда ребёнок чуть подрос, в возрасте 3-х лет, дочка могла уже сама купить мороженое, а потом уже хлеб и молоко. Всё это происходило под моим присмотром. Детям нравится чувствовать себя взрослыми и вскоре она уже начала отгонять меня, чтобы я рядом не стояла, ведь она взрослая, и сможет САМА )
Следующим этапом стало то, что она стала проситься в магазин за продуктами одна, без меня.
— Мама, когда я буду ходить в магазин одна?
— Когда мусор будешь выносить сама, тогда и в магазин будешь ходить одна. =))) ну и мама...
— А когда я буду выносить мусор? Давай я пойду сейчас!
— Надо ещё немного подрасти. Давай так: исполнится 5 лет и тогда и пойдешь.
Примерно год-полтора ребёнок ждал, когда же исполнится 5 лет, чтобы вынести мусор! )) и тогда мама отпустит в магазин =)
К моему удивлению, в 5 лет она сама мне напомнила об этом разговоре, даже чуть раньше, убедилась, помню ли я о своём обещании, не передумала ли я. Естественно, обещание я выполнила.
Ещё одной игрушкой, которая нам помогала учиться распоряжаться деньгами, была зверушка-копилка, которую нужно было сначала раскрасить. Многие дети любят работать с красками и им ценны работы, выполненные своими руками. А потом я просто сказала: «Смотри, если в эту копилочку ты будешь откладывать деньги, то скоро сможешь купить не просто мороженое, а целый тортик». Ребёнку понравилась такая перспектива. И скоро она уже купила на свои «собственные сбережения» вкусный тортик, который, конечно же, выбирала и оплачивала сама. Ещё через какое-то время сама купила игрушку, которую хотела, а потом – телефон, потому что предыдущий разбился.Дети схватывают налету. Главное и сложное – донести до них информацию и увлечь.
Ещё один этап в освоении финансовой грамотности – совместная оплата счетов. Я давала дочке калькулятор и просила помочь посчитать. Предварительно, конечно, мы освоили простые действия на калькуляторе. Дочке очень нравилось, что ей позволяли выполнять «взрослые дела».
Важным шагом в приобретении навыков управления деньгами стало оформление ребёнку своей собственной дебетовой карты. На этом этапе я познакомила дочку с основами создания накоплений и финансовой безопасности. В этом нам помогла хорошая книга «Дети и деньги», в которой простым доступным языком рассказывается об инфляции, депозитах, банках и прочее.
И вот, на сегодняшний момент, мы находимся на этапе, когда у ребёнка уже есть свой собственный инвестиционный счёт. Ей 8 лет, в связи с юридическими нюансами оформлен он, конечно, не на её имя. Открытие и ведение брокерского счёта на имя несовершеннолетнего сопряжено с некоторыми трудностями, на эту тему я писала топик ранее. Но, она с интересом наблюдает, какие активы у неё в портфеле, как на счёт поступают дивиденды, как меняются котировки со временем. Естественно, у неё возникают вопросы, на которые я стараюсь дать простые и понятные ответы. Счёт дочка, кстати, захотела открыть сама, после прочтения книги « Пёс по имени Мани», автор Бодо Шефер. Возрастная категория книги 12+, но мы её в 8 лет нормально прочитали, с интересом.
Все мои действия по обучению ребенка финансовой грамотности основаны на интуиции, на знании и выявлении интересов своего ребёнка, особенностей его характера и увлечений. Я уверена, что каждый родитель при желании способен найти грамотный подход к своему ребёнку, проявить креативность, найти какие-то свои способы и научить ребёнка финансовой грамотности.
Сейчас в интернете имеется много информации на эту тему, много книг, есть специальные порталы, даже репетиторы по финансовой грамотности.
Развивайте финансовый интеллект своего ребёнка. Чтобы в будущем ему не пришлось вести борьбу за финансовое выживание, трудиться в поте лица, откладывать каждую копейку и пытаться избавиться от долгов.
p.s. Книгу «Дети и деньги» можно скачать тут.
Всем добра и профита!
непонятно на фига делать из детей таких маленьких взрослых. это тупо. детство должно быть беззаботным. потом разберутся.
ну почему же.
ребёнку надо уметь разбираться с деньгами хотя бы на уровне своего возраста и плюс исходя из реалий сегодняшнего дня.
понимать трудозатраты. понимать необходимые траты и тд
даже можно идти в %%
вот допустим общий суммарный доход семьи.
вот такую часть его надо отдать за
продукты
комуналку
сезонное обновление гардероба
связь
и пр.
и вот остаётся кусочек от этого пирога денег.
и надо решить как им распорядится
Спецом разместила на гугл-диске, вдруг кто скачать захочет, чтоб не искать. А вы «реклама, реклама»…
я везде ищу подвох
ибо сказано в писании — если вам что-то дают бесплатно, значит товар это вы
Я во всём ищу подвоха.
Ежедневно. Ежечасно.
Если слышу: «Это — плохо!» -
Понимаю: это — классно!
Норовят меня обвесить,
Облапошить, объегорить.
И в любом случайном месте
Чую: нынче хапну горя!
Вот на днях пришёл в бассейн.
Пишут мне: «Нельзя купаться».
Я сомнение посеял:
«Раз нельзя, то — можно, братцы!»
Посильнее разбежался,
«Э-ге-гей!» погромче гаркнул...
… На выздоровленье шансы
Велики. Но в гипсе — жарко…
в посте не раскрыты источники и размеры финансирования, из которых покупался телефон, инвест.счёт и прочие радости.
карманные деньги с какого возраста? какие суммы?
Может сразу условия выплаты карманных денег с чем-то увязываются?
а я согласен.
когда был маленький, то с сестрой играли с другими детьми в «магазин». был прилавок, «деньги» в виде подорожников, ценники. это на самом деле интересно детям, не нудно и не заставляет их быстрее взрослеть.
потом, когда подрос, стал копить настоящие деньги, монетки, которые находил на улице. поначалу все спускал на соки и булочки конечно, а потом как то дошло что можно копить, и затем приобрести что-то более серьезное. мне родители денег карманных не давали, только на проезд и на завтраки, может быть и это послужило толчком для меня — захотелось иметь то же что и мои одноклассники, всякую фигню типа почтовых марок с персонажами мультфильмов. ни жвачек, ни вкладышей, ни прочей лабуды тогда еще не было. зато я смог накопить на фотоаппарат!
у кого-то это в характере изначально, а кому-то просто надо дать толчок в игровой форме. тем более что сейчас все гораздо интереснее — есть облигации, акции, безнал, приложения на смартфоне и тп.
единственный момент — мне кажется что 3 года это рановато ) моему старшему сейчас именно столько, и ему интересно например карту прикладывать на кассе, но в каких-то осознанных действиях в плане ведения бюджета или накомительстве я сомневаюсь что-то )
в будущем хочу завести ему дебитовую карту, и класть туда в неделю скажем 100 руб. и показать наглядно, что вот можно сразу все тратить, а можно копить, или копить частично. а можно не просто копить, а вкладывать под процент ну и тд. все же книга книгой, а пока сам не попробуешь — не прочувствуешь.
Да в школе спекулировал сигаретами там, дневниками для двоечников, чтоб родителям показывать дневник без двоек, я им перепродавал чистый новый дневник, несколько было в портфеле.
𝗙𝗼𝗿𝘁𝘂𝗻𝗮, в школе скрепышами, в правительстве скрепами, все логично.
а я вот в школе контрольные делал за деньги ) за 25 минут заказчику, а потом свою за 20 минут. но как то дальше этого не пошло. не стал предпринимателем и тп. хотя идей и мыслей вагоны были. ну я так сказать теоретик оказался. с другой стороны может и к лучшему.
Папа конечно деньги не хранил, тратилось. Если что — ждали зп
а я в своём детстве зарабатывала, собирая жуков колорадских у бабушки в огороде 😫 это дед был смекалистый, придумал такую работу нам (мне и брату). А мы и рады, первые свои деньги как никак… :))
Отличники по математике организуют МФО, а отличники по физкультуре будут юными коллекторами.
Учитель физкультуры и труда для начала подойдут )
посадили ребёнка играть
в азартную игрушку
значит надеюсь надоест проигрывать
и будет прививка навсегда
хочу просто, чтобы дети наши жили хорошо. А не так, чтобы 40 лет за станком, а потом на копейки старость доживать…
Воспитание и развитие своих детей это обязанность родителей. И мне бы хотелось, чтобы финансовая грамотность стала частью этого развития. Это необходимо в современных реалиях. Об этом мой топик.
прогнозировать будущее? как там будет и что?
делай, что должен и будь, что будет.
родители часто навязывают детям, какой-то свой вариант счастья!
более правильно думаю, уже начать спрашивать, а ты как думаешь?
а в дальнейшем и полностью довериться. поменяться местами, а не строить из себя мудреца-старца. (конечно при условии адекватности)
отсюда жестокость. (не точно!)
Люблю военных за ратный труд: коль выжил — дельно! Убили — ладно! Люблю военных они идут всегда повзводно всю жизнь — квадратно!
Вот генералы - звезда к звезде От орденов аж мундиры стонут, как будто стонут все люди те, что по приказу в крови утонут...
Люблю военных! Ба-бах! Ура! Для них Мичурин - чудак, не больше... Люблю военных! Они вчера бензином выжгли всю зелень Польши!
Костелы с ходу крушили лбом... (Чужим, конечно, они ж не дети...). У них на картах мой тихий Омск намечен в пищу одной ракете!
Люблю военных, - своих, чужих, тех, что в окопах, и тех, что пленные... Люблю военных! За то, что их всех передавят, как вшей, военные!
А.Кутилов
(Санчо, не ранен?)
случись передряга, канэшно встанем плечом к плечу. в мирное время зачем всех под одну гребёнку? из этого армейского тупизма, жестокость плавно перетекает в отношения на гражданке. часть проходит через кирзовые жернова, а часть через АУЕ.
общество пронизано воинством и вор.романтикой.
не так ли?
Напоминает ситуацию: обучение вождению автомобиля.
Ученик за рулём, вроде и педали есть, и за руль держится, только в некоторый момент бамс и… рядом сидящий наставник берет управление на себя.
В Вашей ситуации у ребенка даже руля нет.
Мне Ваша ситуация представляется как удовлетворение собственного эгоцентризма, подавление разностороннего восприятия общества ребенком, подчинение действий ребенка цели накопительства.
Не пробовали обучать навыкам ну хоть бы шитья, вязания, кулинарии или расчет на то, что в целом это всё будет делать прислуга?
Вы ей платите за это? Как-то поощряете?
Как Вы считаете — это нужные или бесполезные навыки для приумножения капитала ?
В связи с открытием ИИС, какая цветовая гамма стала преобладать в рисунках? Темы в рисунках?
Это я как психолог интересуюсь.
У меня первое образование педагогическое.
В чём выражается эта осознанность?
Деньги можно классифицировать: на заработанные и полученные просто так, то есть даром.
В случае с Вашим ребенком — деньги получены даром.Просто так.
«Дармовые » не заработанные деньги развращают человека.
Ваши выводы ошибочны, потому что они основаны уже на изначально неверном предствавлении.
p.s. спасибо, что проявили профессиональный интерес к моей статье.