В рамках анализа ставится цель определить разумную (или справедливую/фундаментальную) стоимость биткоина.
Материал разбит на две части. Перспективы роста рынка криптовалют и Оценка стоимости биткоина.
Часть 1. Перспективы роста рынка криптовалют
Многие знают, в макроэкономике существуют показатели объема денежной массы (их называют денежные агрегаты):
Таким образом, денежная масса включает в себя средства платежей (это M1) и сбережений (сбережения прибавляются к M1).
Криптовалюты не средства сбережений по причинам высокой волатильности и низкой корреляции с ценами на товары и услуги. Владение криптовалютами не защищает наши покупательные способности. И вряд ли человек в здравом уме будет копить деньги на образование детям, на квартиру или на пенсию в криптовалютах.
Криптовалюты – средства платежей. Это означает, что криптовалюты относятся к денежному агрегату M1, то есть они конкурируют с другими валютами, как средство платежей. Мировой объем средств платежей M1 составляет около 45 трлн. долл. Четыре региона — США, Китай, Япония и Евросоюз — занимают примерно по 15% в агрегате M1. Предположим, что к 2025 году M1 вырастет до 75 трлн. долл. (сохранятся средние ежегодные темпы роста денежной массы 11%, наблюдаемые с 2015 г.) Тогда на таких эмитентов как США, Китай, Япония и Евросоюз будет приходиться ориентировочно по 11 трлн. долл. (по 15% от 75 трлн. долл.)
Можно допустить, в рамках оптимистичного сценария, к 2025 г. объем всех криптовалют составит 50% от объема агрегата M1 таких гигантов как США (или Китая, или Евросоюза), т.е. 5-6 трлн. долл. (последние 3 года доля криптовалют колеблется от 5 до 14% от M1 США). Это означает, что объем рынка криптовалют с текущего 1 трлн. долл. имеет потенциал роста на 40% ежегодно до 5 трлн. долл.
Почему этот сценарий оптимистичный?
Во-первых, частные криптовалюты еще долго будут оставаться неудобным средством платежей. Для большинства продавцов товаров и услуг криптовалюты слишком волатильны, чтобы выставлять в них цены. Да и куда они ее потом денут — закупят новую партию товара или сырья? Все производственные цепочки товаров и услуг завязаны на традиционные валюты с низкой волатильностью.
Для покупателей неудобства связанны с тем, что еще не скоро наступят времена, когда зарплаты начнут выплачивать в волатильных и никак не связанных с экономикой подавляющего большинства компаний криптовалютах. В таком случае откуда покупатели будут брать криптовалюту для покупок товаров и услуг?
Для продавцов, покупателей, для нанимателей и работников использование частных криптовалют в расчетах это дополнительный валютный риск, создаваемый на пустом месте. Расплачиваться в традиционных валютах будет по-прежнему удобнее.
Во-вторых, представим, частные криптовалюты будут набирать популярность, и возникнет угроза статусу государств, которые контролируют собственные валюты. Тогда, и это очень вероятно, правительства сделают все, чтобы объявить независимые (частные) криптовлюты и всех, кто их использует, вне закона. По-моему, Майер Ротшильд сказал: «Дайте мне управлять деньгами страны, и мне нет дела, кто будет устанавливать там законы». Функция контроля за эмиссией денег слишком важна, чтобы государство отдало ее каким-то фрикам.
Итак, в оптимистичном сценарии можно рассчитывать на рост капитализации криптовалют с 1 до 5 трлн. долл. в 2025 г. Хороший рост. И логично было бы создать портфель из действующих криптовалют. Однако, представьте, лет 15-20 назад кто-то из будущего 2021 года рассказал бы вам о том, что почти у каждого из 7 млрд. землян будет по телефону, а в самом телефоне будет все – новости, почта, доступ к банковскому счету, игры и т.д. Какие бы вы тогда купили акции, зная это? Скорее всего, Nokia и Motorola, но точно не Apple и Samsung.
Так и в криптовалютах. Да, они в целом перспективны, но уже в течение ближайших 5 лет на рынке могут появиться новые криптовалюты от более солидных и, главное, могущественных эмитентов (консорциумы банков, IT гиганты и государства). За счет них во многом и будет расти рынок.
Часть 2 — «Оценка стоимости биткоина» — опубликована на телеграм канале: https://t.me/TradPhronesis