Тема инвестирования в предметы искусства совершенно не нова — веками это область вложения того класса населения, который в отделах частного банкинга называется ultra-high-net-worth individuals. Но, буквально на днях в инвесторской рассылке мне попалась на глаза платформа, позволяющая делать вложения в искусство доступным для среднего инвестора — через покупку доли в какой-то картине. Демократизация альтернативных инвестиций — это стандартная область инноваций в местах с наиболее комфортным для финансов законодательством и исторически большой концентрацией альтернатив. Говоря проще, в Лондоне и Нью-Йорке. Уже становится совсем доступным венчурное инвестирование через платформы долевого краудфандинга, где владелец платформы проводит юридическую экспертизу размещенной компании, а институциональные инвесторы вкладываются в доли по размещенной информации. По той же логике возникла и платформа вложений в искусство — ряд активов ( предметы искусства), по их стоимостной оценке исследования, похожие на sell-side банковские заметки, и простая по форме покупка доли во владении картиной. Увы, моя попытка протестировать систему, купив одну двадцати долларовую долю в картине Клода Моне не увенчалась успехом ( там прямо трейдинговая площадка с размещениями вторичного рынка), так как пока доступ только для резидентов США. Но вот краткий обзор экономики искусства заинтересовал показателями исторической доходности, поэтому будет полезно оставить на заметку на будущее или для желающих инвестировать в пассивные ETF фонды искусства сейчас ( они есть, но не у российских брокеров — чуть сложнее надо с выходом на американские) так как с ростом инфляции кажется все ищут альтернативы с доходностью.
1) Размеры рынка различных видов инвестиций для сравнения. Публичные акции $68.7 трлн, золото $7.9 трлн, частный акционерный капитал или венчур $3.9 трлн, искусство $ 1.7 трлн, недвижимость $1.6 трлн, частный долг $0.8 трлн. Лично для меня такие цифры по искусству были неожиданностью.
2) При том за 25 лет средний возврат от вложений у индекса S&P 500 8.9%, у мировых акций (global equities) 7%, золото 6.5%, недвижимость США 4.1%, а годовая доходность у современного искусства ( по индексам с 1995 года) 13.6%.
3) Теперь смотрим, что там с рисками и годовыми потерями за тот же 25 летний период. S&P 500 (14.5%), акции (16.4%), золото (13.8%), недвижимость ( 7.2%), искусство ( 0.5%).
Какова экономика этого рынка с таким размером при привлекательной доходности и низких потерях?
Спрос стабилен так как исходит от ультра богатых лиц ( со сверхвысоким капиталом, те самые 1-2% верхнего перцентиля населения) и, учитывая глобальный рост неравенства ( другая опера, но Пикетти всегда приходит моему сознанию в этой теме) и накопление капитала, можно предполагать не только постоянство, но и рост спроса несмотря на волатильность и экономические потрясения для среднего доходами населения.
Предложение ограничено. Часть искусства создано умершими уже авторами ( крутится на рынке и растет), а также его общее хранение ограничено музеями, отдельными коллекциями.
Глобальный и осязаемый актив, несмотря на его торговое размещение на американском рынке, около 64% коллекционного искусства находится за пределами США (из отчета Deloitte), поэтому ввиду разнообразия оценивается за пределами фиатных денег и может быть куплено и продано разными методами “обмена”, к которым не привязаны стандартные методы оценки фундамендальной стоимости.
Сделав краткий обзор, подпитываемый моим личным внутренним скептицизмом к искусству ( честно, это кажется предметом «людей искусства», и каких-то летающий личностей, сложно унять внутреннего скептика), невероятно заинтересовала тема хотя бы ETF по искусству при общих показателях доходности. По сверхбыстрому гуглению, фондов таких немало. Если ли у кого-то опыт вложения в них? Понимаю, что путь через извилистых брокеров, но все же...
Телеграм канал «Между Кейнсом и Баффетом»
Мне вот больше нравится покупать изделия современных авторов, можно встретиться с художником, пообщаться с ним, и купить прямо у него, и не какое нибудь гавно типа чёрного квадрата, или высер из турбины самолёта, а то, что реально нравится
Заходишь в музей, где рядом висят подобные поделки (например Малевич реально украл идею квадрата у другого художника) и картины, которые художник создавал месяцами, реально вложился от и до, смотришь на это соседство, и репу чешешь.
По поводу инвестирования в фонды, очевидно, что в этом есть явный смысл, я же имел в виду, что мне например интересно покупать не долю в фонде, а именно картины, и выбирать не по принципу, насколько гремит имя автора, а просто чтобы было нарисовано красиво и качественно .
По поводу покупок долями, тоже есть риски, они могут купить какого нибудь модного художника на хайпе (причём не обязательно, что модный художник это современный художник), вбухают в одну картину 100млн долларов, а потом этот художник из моды выйдет и его картины будут продаваться за 1-10 миллионов, и при нашей жизни не вернутся на уровень 100млн
Писал летом про них в телеграме
Давно не заходил к ним на сайт.
Помню, там описание было немного сыроватое.
Не была приведена какая-то формула, мол добавим чуть позже
и демо режим торгов...
самому интересно даже стало, чем там всё закончилось, неужели всё заглохло? По идее не должно, они офис сняли в Амстердаме из своих же денег и хотели очень основательно этим заниматься, как я понял.