Креативность без границ. Как решать любые задачи и принимать правильные решения, изменив свои установки. Майкл Роберто
Анализ, проведенный Майклом Роберто, помогает лидерам понять, как развивать творческие способности сотрудников. Автор описывает шесть неверных установок руководителей, которые препятствуют проявлению творческого мышления. Он объясняет, как эти установки действуют, используя данные социальных наук и опыт таких фирм, как Apple и Trader Joe’s, а также примеры из СМИ, спорта и искусства. Роберто показывает руководителям, как создать среду, открытую всему новому, и стимулировать креативность сотрудников, побуждая их искать новые пути и методы.
Основные идеи
Краткое содержание
Руководители утверждают, что ценят креативность, хотя нередко имеют предвзятое мнение и создают среду, подавляющую оригинальные идеи.
Даже опытные руководители и бизнес-эксперты часто не осознают важность нестандартного мышления и новаторских идей. Их рабочий опыт и достижения не позволяют им правильно оценить оригинальные предложения людей, недавно пришедших в компанию или не являющихся ее работниками. В организациях склонны ценить конкретные, измеряемые результаты и придавать им большее значение, чем креативности, поэтому сотрудники не очень жаждут, чтобы их считали на работе мечтателями или бунтарями.
Лидеры должны отказаться от установок, мешающих проявлению креативности сотрудников.
Руководители могут и не догадываться о том, что принятые в их компании нормы и практики препятствуют творческому мышлению. Сама рабочая атмосфера часто не дает проявиться блестящим талантам. Лидерам необходимо осознать, что проблема заключается в созданных ими условиях, а не в людях. Чтобы исправить эту ситуацию, руководители должны распрощаться с шестью установками, сковывающими творчество.
Первая – “линейная” – установка заключается в использовании четких пошаговых процессов, хотя для инноваций требуются исследования и тестирование.
Современные лидеры бизнеса обычно применяют к решению проблем и планированию линеарный подход. Они исследуют и анализируют, составляют план действий с расчетами затрат и прибыли и стремятся выполнить этот план в намеченные сроки. Такой подход работал бы, если бы будущее всегда повторяло ситуации прошлого. Однако действительность, как правило, отклоняется от всех прогнозируемых траекторий. Линеарный процесс создает у руководителей иллюзию предсказуемости, порядка и контроля.
“Стоит руководителям признать, что проблема заключается в условиях, а не в людях, они начинают замечать и устранять в своих организациях препятствия для творчества”.
Дизайн-фирма IDEO разработала системный воспроизводимый метод творческого решения задач, который называется “процесс применения дизайн-мышления”. Этим методом решают сложные проблемы в разных областях, а не только вопросы, связанные непосредственно с дизайном. Процесс состоит из пяти стадий:
“Попытки превратить креативный процесс… в тщательно структурированную линеарную систему – это колоссальная ошибка”.
После того как вы это проделаете, у вас возникнут новые гипотезы и вопросы, на которые вы пока не знаете ответа. Команда разработчиков повторяет процесс “эмпатия – наблюдение – генерация идей – прототипирование – тестирование” иногда много раз, и даже меняя местами этапы в этой цепочке.
“Давать возможность другим исследовать, экспериментировать, учиться и созидать – это ваша обязанность как лидера, возможно приносящая самое большое удовлетворение”.
Организации, привыкшие к линеарному мышлению, обычно не признают подобного подхода к решению задач либо относятся к нему как к линеарному процессу. Итерации, то есть постоянные изменения, становятся в этом случае нежелательными, потому что люди считают, что вложили слишком много сил и энергии в первоначальные варианты. Таким образом, чрезмерные усилия, потраченные на первые варианты, приводят к “ловушке напрасных затрат”. При линеарном образе мышления предполагается, что к оптимальному решению лежит единственный путь. Такая установка убивает творчество, для которого необходимо проводить множество исследований с неизвестными заранее результатами. Те, кто практикует дизайн-мышление, учатся в процессе разработки, возвращаются к разным стадиям процесса, не боятся неясности и экспериментов с непредсказуемым финалом.
При второй установке – “на бенчмаркинг” – цели и стратегии диктуются поведением конкурентов, из-за чего компании упускают новые возможности для роста.
Стадное поведение, равно как и привычка к копированию, – сегодня обычное дело во многих отраслях: компании подражают своим наиболее успешным конкурентам. Существуют еще к тому же и консультанты по стратегии, которые видят свою задачу в том, чтобы знакомить с передовыми методами отраслевых лидеров другие, менее успешные фирмы. Стратегии, таким образом, дублируются, что негативно влияет на прибыль всех игроков отрасли. На самом деле конкурентное преимущество создается и поддерживается, когда компания концентрируется на определенном наборе функций или услуг, а в других областях не стремится вступить в бой с конкурентами. Это означает, что заниматься бенчмаркингом нет особого смысла: бенчмаркинг – это изучение известного, общепринятого способа в момент, когда к задаче нужно подойти по-новому. Подобные действия лишь закрепляют старую идею в сознании тех, кто призван найти оригинальное решение. Чтобы расстаться с установкой на сравнение с конкурентами, ищите идеи и решения вне своей области.
Третья установка – “на предсказание” – опирается на прогнозы экспертов и не дает вовремя заметить инновационные стартапы, трансформирующие отрасль.
В каждой области есть несколько прогнозистов, предсказания которых оказываются точнее прогнозов по отрасли в целом. Это им удается не потому, что они больше знают или у них больше опыта, а потому, что они рассуждают о будущем определенным образом. Они проявляют гибкость и свободу от предубеждений, интересуются разными взглядами и относятся к своим мыслям как к гипотезам. Прогнозы как таковые по-прежнему востребованы, несмотря на то что многие отраслевые эксперты не способны точно предсказать, как будут развиваться события.
“Лидеры должны посмотреть на ситуацию со стороны и попытаться понять, из-за чего люди не хотят задавать вопросы, предлагать интересные идеи и пробовать новое”.
Руководители, которые боятся неконтролируемого роста, часто отвергают творческие идеи, отдавая предпочтение возможностям получения прибыли на небольших или нишевых рынках; несмотря на более скромные доходы, такие проекты обеспечат устойчивый рост. Если компания инвестирует только в проекты, которые согласно прогнозам будут приносить большую прибыль, руководители обычно не дают хода инновационным идеям, на доработку которых может потребоваться много времени. Если же руководители сосредоточивают усилия на краткосрочном периоде и ставят своей главной задачей безупречное обслуживание клиентов, какой-нибудь инновационный нишевой продукт или услуга – как, например Trader Joe’s – могут быстро и незаметно для них вырасти и коренным образом изменить ситуацию на рынке.
Четвертая – “структурная” – установка заставляет считать, что изменение структуры организации вызовет творческий подъем, хотя менять нужно рабочую культуру.
Принято считать, что сокращение уровней иерархии делает организацию более мобильной и творческой. Однако результаты исследований говорят о том, что иерархические структуры даже полезны – в тех случаях, когда успех зависит от того, насколько хорошо координируется взаимодействие групп с разной степенью влияния. Новые исполнительные директора обычно начинают свою деятельность с того, что перекраивают схему организации. Некоторые так входят во вкус, что занимаются перетасовкой сил постоянно, вызывая у сотрудников чувство растерянности и раздражения. Руководителям стоит отвлечься от своих схем и сосредоточиться на том, как функциональные подразделения их бизнеса работают на самом деле. Чтобы стимулировать инновации, выстраивайте здоровую рабочую культуру, сформулируйте правила вовлеченности сотрудников и создайте такой рабочий процесс, который будет побуждать их искать творческие решения.
“Направляйте всю свою энергию на то, чтобы восхищать своих клиентов сегодня, завтра и в будущем. Слушайте, наблюдайте и учитесь у них при каждой возможности”.
Лучшие команды из участвовавших в исследованиях совершают, по их словам, много ошибок в своей работе – это, впрочем, совсем не означает, что они чаще ошибаются, чем другие. Это значит, что они не боятся признаваться в своих ошибках и учатся на них, повышая таким образом общую производительность команды. Когда люди чувствуют себя в безопасности, они не боятся предлагать нетривиальные, еще никем не проверенные на практике идеи и создают пусть и несовершенные, но полезные для дела прототипы. В такой атмосфере не страшно пробовать, ошибаться и делать из этих ошибок выводы. Безопасная рабочая среда стимулирует сотрудников к пересмотру традиционных практик и созданию альтернативных решений, к искреннему обмену мнениями. Такие условия способствуют появлению у них уверенности в том, что компания высоко ценит их предложения. Руководители должны установить общие правила взаимодействия между сотрудниками и дать им полномочия спрашивать друг с друга.
“Наверное, нам следует тратить больше времени на выстраивание рабочей среды, нежели на выстраивание структурной схемы организации”.
Пять “неотъемлемых атрибутов задач” стимулируют и поддерживают креативность и внутреннюю мотивацию, повышают производительность. Во-первых, хорошо продуманная рабочая среда побуждает людей использовать свои способности на полную мощность – так они имеют возможность почувствовать силу собственной компетентности и эффективности. Во-вторых, занимаясь определенной задачей с самого начала и до конца, они держат в голове полную картину и у них появляется чувство ответственности за выполнение задачи. В-третьих, когда члены команды видят, что вносят значимый вклад в дело, их результаты улучшаются. В-четвертых, сотрудники испытывают воодушевление, когда могут самостоятельно решать, как именно работать над своими заданиями. И наконец, в-пятых, конструктивная критика наиболее полезна в те моменты, когда сотрудники могут улучшить свои результаты с учетом вашего отзыва.
Пятая установка – “на фокус” – выражается в интенсивной сосредоточенности, которая может негативно сказываться на креативности.
Отдых от сосредоточенных усилий может быть как коротким (прогулка днем), так и длительным (в течение нескольких лет). Благодаря перерыву в работе возникает “психологическая дистанция”, позволяющая отвлечься от деталей и рассуждать о предмете более беспристрастно. На проблему нужно посмотреть под другим углом. Когда вас просят поставить себя на место другого, вы начинаете решать задачи такими способами, которые ассоциируются у вас с этим человеком. Поэтому на стратегической сессии в организации имеет смысл поручить одному из членов команды имитировать действия конкурента – это подтолкнет остальных к анализу текущих предположений и пробудит нестандартное мышление.
“Чувство безопасности, ясные правила и хорошо организованная работа… являются необходимыми условиями для творчества и взаимодействия в команде”.
Психологическая дистанция возникает и тогда, когда представляешь самого себя в будущем – это заставляет абстрагироваться от настоящего и повышает способность к творчеству. Например, в компании Amazon программисты не начинают писать код для нового проекта, пока не составят пресс-релиз о том продукте, который разрабатывается.
Шестая установка – “на скептицизм” – предполагает, что критика полезна для борьбы с групповым мышлением, хотя избыток критики убивает творчество.
Некоторые руководители “официально” учреждают позицию критика, или “адвоката дьявола”, для проверки на прочность важных идей. Это делается с целью поддержать рассмотрение альтернативных точек зрения и избежать излишней самоуверенности и неоправданного оптимизма. Действительно, “возмутители спокойствия” помогают команде – но только если все ее члены готовы подавлять неприятные эмоции, которые может вызывать их присутствие.
“Нужно воспитывать любознательность и тягу к знаниям в своей организации, точно так же как это делают хорошие учителя в своих классах”.
Если просто выплеснуть негатив на участников мозгового штурма, это лишит их вдохновения. “Адвокат дьявола”, правильно понимающий свою задачу, стимулирует появление новых идей, организуя дебаты, заставляющие думать. Передавайте роль скептика от одного человека к другому или назначьте двух “адвокатов дьявола” для одного совещания. Давление группы, стремящейся к унифицированному мнению, приводит к тому, что одинокого “возмутителя спокойствия” единогласно считают заблудшей овцой. У двоих больше шансов повлиять на мнение большинства.
“Законодатели мод в разных областях и передовые мыслители… намеренно делают перерывы в работе и стремятся к психологической дистанции, чтобы стимулировать творческое мышление. Они знают, когда необходимо полностью отвлечься”.
“Адвокат дьявола” не должен подавать голос в самом начале творческого процесса – в этот момент для стимулирования инновационного мышления требуются толерантность ко всем идеям и открытость. В начале руководители должны поддерживать правило импровизационного театра, которое звучит как “да, и…” – в отличие от “да, но…” Критику нужно отложить до того момента, когда участники уже выскажут широкий спектр идей. Только в этот момент на сцене должен появиться “адвокат дьявола”, подвергающий эти идеи сомнению, для того чтобы заставить всех мыслить еще более нешаблонно и предлагать новые варианты. Откровенный негатив и бурные споры могут, наоборот, понизить продуктивность. Наиболее правильный для “адвоката дьявола” подход – внимательно слушать и задавать продуманные вопросы по существу. Такое поведение показывает, что цель всех присутствующих – получать знания и совершенствовать свои идеи, а не состязаться в уме и не бороться за доминирование в группе. Используя сократовский метод, участники задают друг другу вопросы, чтобы выяснить все подразумевающиеся детали высказанных предложений. Конструктивно действующий “адвокат дьявола” с удовольствием исследует проблему или идею, но не ставит своей задачей подвести группу к определенному выводу.
Освоив методы опытных учителей, руководители смогут пробудить креативность сотрудников.
Руководители должны воспитывать у подчиненных такие черты, как пытливость и изобретательность. Сотрудникам, как правило, требуется поддержка для того, чтобы во всеуслышание заявлять о своих нетрадиционных идеях. Проявляйте любопытство и рассуждайте вслух, чтобы пробудить увлеченность, изобретательность и желание исследовать.
“Хорошие руководители… тщательно обдумывают, кому поручить задачу быть скептиком, в какой момент должно проявиться несогласие и когда начинать дебаты, как именно исполнять в организации роль «адвоката дьявола»”.
Не сообщайте своим сотрудникам заранее о том, что вы думаете сами, – сначала получите их варианты решений и ответов на вопросы. Иначе ваша команда отнесется к задаче как к уже решенному делу. Само ваше присутствие может сковывать людей: обычно немногие решаются противоречить руководителю. Терпеливо ждите и говорите последним – так у вас будет возможность услышать все мнения. В процессе обретения знаний хорошие учителя побуждают своих учеников задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о своих неудачах. Талантливые учителя приветствуют ошибки, сочувствуют своим ученикам и показывают, что высоко оценивают их способности и многого от них ожидают. Они знакомят учеников с новым для них опытом, новыми понятиями, людьми и взглядами.
“Процесс творческого решения задач подразумевает, что нужно «пойти в мир» и пройти через множество проб и ошибок”.
Ваши усилия по воспитанию сотрудников вознаградятся сторицей и будут способствовать полезным для организации творческим прорывам. Личностный рост и удовлетворенность ваших сотрудников принесет выгоды всем, в том числе организации в целом. Избавившись от шести установок, препятствующих проявлению креативности, вы создадите наиболее благоприятные условия для инноваций и роста прибыли.
Об авторе
Майкл Роберто – преподаватель менеджмента в университете имени братьев Брайант (США), автор книг о лидерстве.
Unlocking Creativity
How to Solve Any Problem and Make the Best Decisions by Shifting Creative Mindsets
Michael A. Roberto
Wiley, 2019
Also available in: Russian
235 0
Прослушать сейчас
Download
235Read laterAdd to my channelShare
Rating
8
Qualities
Recommendation
Michael A. Roberto’s useful analysis tells leaders how to support their employees’ creative talents. He identifies six mind-sets that block innovation. He explains their impact in terms of social science research using practices from such firms as Apple and Trader Joe’s plus examples from media, sports and the arts. Roberto shows leaders how to overcome these obstacles, create an open environment and stimulate employees’ creativity by encouraging them to explore new ways to work.
Take-Aways
Summary
Leaders and organizations claim to value creativity, but they often harbor biases and perpetuate environments that discourage new ideas.
Established leaders and experts frequently fail to recognize the merit of out-of-the-box or innovative ideas. Their expertise and success often leads them to devalue novice or outsider contributions. Organizations tend to value concrete, measurable outcomes over creativity, and their employees may not want to be seen as nonconforming thinkers.
Leaders can cultivate employee creativity by overcoming “six mind-sets” – beliefs that discourage employee capabilities.
Leaders may not realize that their company's underlying attitudes and practices block creativity or that its work environment stifles its most brilliant minds. However, they must acknowledge that they have a “situation problem” and not a “people problem.”
“Once leaders recognize that they have a situation problem, not a people problem, they can begin identifying and removing the true barriers to creativity in their organizations.”
To remedy the situation problem, leaders must overcome six mind-sets that oppress creative thinking:
One: “The Linear Mind-Set” believes success comes from using sequential, stepwise processes, but iterative, exploratory methods better foster innovation.
Modern business managers generally approaches problem-solving and planning in a linear way. Leaders research and analyze, generate a plan of action with cost and revenue projections, and strive to execute their plans on schedule. This approach works when the future follows the trajectory of the past, but reality seldom cooperates. The linear process gives managers the illusion of predictability, order and control.
“Trying to turn any creative process – design thinking or otherwise – into a highly structured, linear system turns out to be a colossal mistake.”
The design firm IDEO developed a systematic, replicable creative problem-solving method called the “design thinking process” to address complex issues beyond product design. The design thinking process has five stages:
“Enabling others to explore, experiment, learn and create is your duty as a leader, and it’s potentially the most rewarding work you will ever do.”
New hypotheses and unanswered questions will emerge. The team revisits the practices of empathy, observation, idea-generation and prototyping – often multiple times and in different sequences. Organizations that are stuck in linear thinking often reject this type of problem solving or treat it as just another linear process. Iteration becomes uncomfortable because people feel invested in earlier solutions. Their prior efforts become a “sunk-cost trap.” The linear mind-set is a “how/best” attitude that assumes a single path to the optimal solution. This kills creativity, which thrives on multiple, open-ended investigations. Design thinkers learn by doing, visit different stages of the process, and are comfortable with ambiguity and open-ended investigations.
Two: “The Benchmarking Mind-Set” bases strategies and goals on rivals’ behavior, so companies often miss new, distinctive growth opportunities.
“Herd” and “copycat” behaviors are commonplace in competitive industries, because organizations emulate their most successful rivals. Strategic consultants specialize in transferring best practices from industry front-runners to the rest of the pack. Strategies thus converge, which diminishes everyone’s profitability. Businesses can create and sustain a competitive advantage by concentrating on a subset of features or services and not competing in other areas.
“Leaders must step back and consider the beliefs and worries that prevent people from asking questions, proposing new ideas and trying new things.”
This means you should avoid benchmarking, which occurs when a leader invokes a previously accepted idea in advance of reconsidering a problem. That tactic tends to fix the idea in participants’ minds. To defeat the benchmark mind-set, look for analogous ideas and solutions from outside your field.
Three: “The Prediction Mind-Set” relies on expert forecasts to determine outcomes and overlooks nimble, creative ventures that start small but can have great impact.
A few super forecasters consistently deliver better-than-average predictions. They succeed not because they know more or have more experience but because of how they think about the future. They’re flexible and open-minded, demonstrate curiosity about different perspectives, and treat their own ideas as hypotheses.
“Devote all your energy to delighting customers today, tomorrow and the next day. Listen, observe and learn from them at every opportunity.”
The prediction business thrives despite the dismal records of most experts in identifying future outcomes. Leaders who fear unsustainable growth often shut down creative ideas in favor of potentially sustainable – but more modest – profits in smaller or niche markets. When companies fund only projects with huge forecasted returns, they neglect innovative ideas that might take longer to mature. When leaders focus on near-term opportunities to serve customers, an innovative niche provider, product or service – like Trader Joe’s – can grow to be a market-beater.
Four: “The Structural Mind-Set” believes redrawing the org chart gets creative juices flowing, however, developing the right work culture is often more productive.
Popular wisdom holds that less hierarchy makes an organization more nimble and more creative. Research suggests that hierarchical structures may even be beneficial when success depends on coordinating and integrating actions among groups with differing levels of power. A significant percentage of new CEOs are redrawing their organizational charts. Many reorganize continually, sowing frustration among employees. Instead, leaders should focus on how functional groups within their business actually work. To spur innovation, nurture a healthy work culture, define shared rules of engagement and design a workflow to cultivate creative solutions.
“Perhaps we should spend more time focusing on the design of the work, rather than the design of the organization chart.”
The best teams reported making more mistakes – not that they actually had more errors, but that they felt safe admitting the mistakes they did make and were able to learn from them, thus improving the group’s overall performance. Psychological safety makes it easier for people to propose unfamiliar and untested ideas and to build imperfect but useful prototypes. This atmosphere makes it acceptable to try something, fail and learn. A safe work environment offers invitations to dissent and propose alternatives and to celebrate candid exchanges in pursuit of solutions. These norms build team members’ confidence that their company values their contributions. Leaders set guidelines for how employees can interact and empower them to hold each other accountable.
“A safe climate, clear ground rules and well-designed work…do not come easily, but they provide the essential building blocks for creativity to flourish and for teams to thrive.”
Five “task attributes” nurture and support creativity, stimulate intrinsic motivation and enhance performance. First, a well-designed work environment challenges people to use their abilities, so they experience their own competence and efficacy. Second, they develop a sense of ownership when they follow a task from start to finish with the big picture in mind. Third, results improve when team members can see how their efforts make a meaningful contribution. Fourth, employees flourish when they have the autonomy to make decisions about how to accomplish their assignments. And fifth, constructive feedback is most helpful if you deliver it at a time when workers can apply it to improve their performance.
Five: “The Focus Mind-Set” values intense concentration, but insisting on relentless focus can impede creativity.
Breaks from focused effort could be as short as an afternoon stroll or as long as several years. A break creates the “psychological distance” that enables thinking more abstractly and dispassionately. To shift focus, look at a problem from another point of view. When you ask people to put themselves in someone else’s shoes, they take on the problem-solving attributes they associate with that persona. For businesses, assigning a team member in a strategy session to act like a rival can call assumptions into question and spark unconventional thinking.
“You must cultivate and nourish curiosity and a thirst for new knowledge in your organization, much as extraordinary teachers do in their classrooms.”
Imagining oneself in the future creates psychological distance that enhances creativity and high-level abstract thinking. For example, Amazon programmers don’t begin writing code for a new project until they draft a prospective press release for the product they’re developing.
Six: “The Naysayer Mind-Set” says criticism can challenge groupthink or bad proposals, however, too much criticism can crush creativity.
Some leaders institutionalize the role of a contrarian or devil’s advocate to vet important ideas. The goal is to promote consideration of alternative points of view and to avoid overconfidence and undue optimism. “Troublemakers” contribute to a team if all participants tolerate the irritation he or she may provoke.
“Trendsetters and leading-edge thinkers…take purposeful breaks and strive for psychological distance to stimulate their creativity. They know when to step away.”
Simply dumping negativity on a brainstorming session is demoralizing. The right kind of devil’s advocate can help new ideas emerge by offering a stimulating debate. Have the dissenter’s role rotate from person to person, or assign two devil’s advocates to a meeting. Peer pressure to conform makes it too easy to label a lone dissenter as wrong-headed; two people voicing a minority opinion stand a better chance of influencing majority views.
“Effective leaders…think carefully about who should provide contrarian viewpoints, when dissent and debate should occur, and how people should play the devil’s advocate in their organizations.”
The devil’s advocate shouldn’t come into play at the beginning of the creative process when you need acceptance and openness to encourage innovation. Early on, leaders should promote the improvisational theater concept of “yes, and” rather than “yeah, but.” The goal is to delay criticism until the participants generate a rich spectrum of ideas. At that point, a contrarian can offer challenges to improve the creativity of responses and generate new ones. Naked negativity or competitive arguments can be counterproductive. The most helpful approach combines attentive listening with thoughtful, probing questions. This demonstrates that the goal is learning and improvement, not competition and domination. Using the Socratic method, participants ask questions to elicit the implications of a point of view or proposed action. A constructive devil’s advocate delights in exploring a problem or idea but doesn’t promote a specific outcome.
Leaders who use the skills and attitudes of great teachers spur creativity and unlock their employees’ creative potential.
Leaders must nurture the innate curiosity and ingenuity of their team members. People may need support to bring their unconventional ideas forward. Open-ended observations such as “I wonder why” or “I wonder if” invite creative investigation. Express curiosity and use speculation to spark invention, engagement and exploration.
“The creative problem-solving process involves going out into the world and engaging in a healthy dose of trial and error. We must learn by doing.”
Leaders should solicit solutions and answers from employees before revealing their thoughts. Otherwise, team members may regard the matter as settled. Your presence might also constrain responses, since employees often hesitate to challenge a leader. Consider waiting to be the last to speak, so you can listen to as many voices as possible. As part of the learning process, great teachers encourage questions, let their students answer and share stories of failure. Great teachers honor mistakes, empathize with students, and set high expectations for their talents and abilities. Great teachers introduce new experiences, concepts, people and perspectives.
Nurturing your workforce brings substantial rewards and creative achievements. Your employees’ personal growth and satisfaction benefits everyone – and your organization. When you remove the mind-set obstacles to creativity, you establish the best conditions for innovation and profit.
About the Author
Michael A. Roberto, PhD, is the Trustee Professor of Management at Bryant University. He also wrote Why Great Leaders Don’t Take Yes for an Answer and Know What You Don’t Know.
САММАРИ ДЛЯ ЮТУБ
Креативность без границ
Как решать любые задачи и принимать правильные решения, изменив свои установки
Майкл Роберто
8
Характеристики книги: Практические советы. Четкая структура. Конкретные примеры
Анализ, проведенный Майклом Роберто, помогает лидерам понять, как развивать творческие способности сотрудников. Автор описывает шесть неверных установок руководителей, которые препятствуют проявлению творческого мышления. Он объясняет, как эти установки действуют, используя данные социальных наук и опыт таких фирм, как Apple и Trader Joe’s, а также примеры из СМИ, спорта и искусства. Роберто показывает руководителям, как создать среду, открытую всему новому, и стимулировать креативность сотрудников, побуждая их искать новые пути и методы.
Основные идеи
Руководители утверждают, что ценят креативность, хотя нередко имеют предвзятое мнение и создают среду, подавляющую оригинальные идеи.
Лидеры должны отказаться от установок, мешающих проявлению креативности сотрудников.
Первая – “линейная” – установка заключается в использовании четких пошаговых процессов, хотя для инноваций требуются исследования и тестирование.
Дизайн-фирма IDEO разработала системный воспроизводимый метод творческого решения задач, который называется “процесс применения дизайн-мышления”.
При второй установке – “на бенчмаркинг” – цели и стратегии диктуются поведением конкурентов, из-за чего компании упускают новые возможности для роста.
Третья установка – “на предсказание” – опирается на прогнозы экспертов и не дает вовремя заметить инновационные стартапы, трансформирующие отрасль.
Четвертая – “структурная” – установка заставляет считать, что изменение структуры организации вызовет творческий подъем, хотя менять нужно рабочую культуру.
Пятая установка – “на фокус” – выражается в интенсивной сосредоточенности, которая может негативно сказываться на креативности.
Шестая установка – “на скептицизм” – предполагает, что критика полезна для борьбы с групповым мышлением, хотя избыток критики убивает творчество.
Освоив методы опытных учителей, руководители смогут пробудить креативность сотрудников.
Не сообщайте своим сотрудникам заранее о том, что вы думаете сами, – сначала получите их варианты решений и ответов на вопросы. Иначе ваша команда отнесется к задаче как к уже решенному делу. Само ваше присутствие может сковывать людей: обычно немногие решаются противоречить руководителю. Терпеливо ждите и говорите последним – так у вас будет возможность услышать все мнения. В процессе обретения знаний хорошие учителя побуждают своих учеников задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о своих неудачах. Талантливые учителя приветствуют ошибки, сочувствуют своим ученикам и показывают, что высоко оценивают их способности и многого от них ожидают. Они знакомят учеников с новым для них опытом, новыми понятиями, людьми и взглядами.
Ваши усилия по воспитанию сотрудников вознаградятся сторицей и будут способствовать полезным для организации творческим прорывам. Личностный рост и удовлетворенность ваших сотрудников принесет выгоды всем, в том числе организации в целом. Избавившись от шести установок, препятствующих проявлению креативности, вы создадите наиболее благоприятные условия для инноваций и роста прибыли.