https://t.me/Keynes_and_Buffet
Южнокорейская экономика развивается под мощным влиянием конфуциазма, сдобренного принципами протестантской этики (не чистый Макс Вебер), интегрированной в общественно-патерналистскую модель управления компаниями - чеболями. Термин “чеболь” происходит из тех же самых китайских иероглифов, что формируют японское слово “дзайбацу” — вертикально интегрированный денежный конгломерат, появившийся в Японии в эпоху Мэйдзи. Однако, чеболь — это трансформированный дзайбацу — более централизованное управление и отсутствие банков в собственности. Посмотрев на список компаний, входящих в местный индекс Kospi-100, большинство будут чеболями, включая крупнейший конгломерат Samsung, формирующий около 20% южнокорейского экспорта.
Чебольный стиль капитализма в определенной степени слишком далек от классического понимания капиталистической модели ( работает в маленькой ЮК, но слабо осуществима в более сложной и крупной системе + модель конгломератов не предоставляет такого предпринимательства, чтобы появился местный Билл Гейтс). Не только потому что индустрия управляется государством, но чебольные корпорации — это жестко структурированная иерархическая и бюрократическая схема управления, в которых особенность конфуцианского общественного стиля предполагает отношения между сотрудниками и управлением построены по типу отношений отца и сына ( никакого индивидуализма, не представляю работу с этими восточными реверансами). В самом буквальном смысле конгломераты управляются семьями, назначаются наследники и, что самое проблемное, сохраняются внутренние тайны. То есть публично торгуемые акционерные компании имеют проблему информационной закрытости, чистое отсутствие transparency. Из-за того, что всплывает информация о совершении менеджментом чеболей преступлений ( взятки, коррупция, уход от налогов, насилие), компании падают в цене. Более того, когда управление сажают за решетку, корейская практика дня прощения (15-го августа) устанавливает “отпущение грехов” президентом — то есть некто отдубасил железом сотрудников ( ага, отец-сын по-восточному), и был прощен в 2008-м. Мотивирует государство это тем, что “ они нужны экономике”. Безусловно, есть приличный общественный дискурс по теме, демократия в ЮК развивается, но темная сторона чеболей снижает их стоимость на рынке. Каждый аналитик, делающий оценку корейским конгломератам, закладывает в DCF риск под названием “корейский дискаунт”, тем самым опуская рыночную стоимость компании.
Закрытость и мутное корпоративное управление — это плохо, что осознает и государство. Поэтому регулярно в ЮК формируются законы, стимулы и попытки улучшить корпоративное управление. Так было в 1999 ( Азиатский кризис), так происходит сейчас с желанием “убить двух зайцев сразу” — управление улучить и инвесторов придержать (запретили шортЫ, см другой пост). Из-за того, что с марта индекс Kospi вырос на 90%, многие рапортуют об успешной схеме. Однако, учитывая, что рост этого года обеспечивал технологический сектор ( FAANG в США), а большинство корейских компаний именно в этом секторе, то рост объясняется всемирным технологическим спросом, а не законодательными меандрами корейского регулятора. Особенно рост объясняется полупроводниковыми компаниями, спрос на который растет как и в общем тренде, так и в особенном — влияние торговой войны между США и Китаем и азиатская потребность в полупроводниках. Под tech ростом чеболи Samsung, SK Hynix, LG растут, и учитывая аналитический консенсус, будут расти и в 2021-м году.
✅Аналитики Nomura предсказывают “еще один суперцикл” на рынке полупроводников, опираясь на резкий рост декабря ( на 52%);
✅JPMorgan в свежей инвесторской заметке предсказывает рост операционной прибыли южнокорейских компаний на 56% в 2021 году
✅Есть надежда на улучшение корпоративного управления(?)
✅Стоит не забывать, что индекс Kospi сейчас торгуется на своем десятилетнем максимуме, а forward PE 14 ( все равно ниже чем у S&P 500)
✅Корейский экспорт дорожает на фоне растущей воны ( уже на 6% по отношению к доллару)
P.s. Особенный тип семейного управления и сложности риск менеджмента отображается и в современной корейской литературе и в кинематографе. Оба направления, к слову, весьма трендовые и в своем роде уникальные как средствами словестной выразительности, так и неподражаемым киноязыком, вспомнить хотя бы нашумевшие «Паразиты», взявшие Оскар как лучший иностранный фильм в 2020 году.
Телеграм канал «Между Кейнсом и Баффетом» - https://t.me/Keynes_and_Buffet