Каждый подписчик моего блога знает, как я скептически отношусь к Аэрофлоту. Этот скепсис к бизнесу компании помог мне сэкономить много денег, не дав купить акции ни в 2020 году, ни в 2017-ом. Взяв в руки отчет за 9 месяцев текущего года, я набрался смелости взглянуть другими глазами на российского авиаперевозчика. Что из этого вышло, узнаете далее.
Отчетный период не стал для авиаотрасли исключением. Пострадали все сегменты бизнеса. Пандемия наложила отпечаток на результаты деятельности, и исправить ситуацию компания сможет лишь в 2021 году. Даже 4 квартал этого года не принесет передышки. Все это понятно и скорее всего заложено в котировки. Наша задача найти в отчете малейший намек на улучшение ситуации.
За 3 квартал 2020 года Аэрофлот снизил выручку на 60,1% до 84,9 млрд рублей. По сравнению с карантинными кварталами намного лучше, но все еще очень слабо. Международные перелеты сильно ограничены. Восстанавливается только внутренний рынок. По сравнению со вторым кварталом динамика выручки позитивная. Как заявил Андрей Чиханчин, зам гендира Аэрофлота: «Постепенное восстановление объемов перевозок… можно считать финансово эффективным, поскольку, несмотря на ожидаемый чистый убыток… его размер значительно сократился по сравнению со вторым кварталом: 21,1 млрд рублей в третьем квартале против 35,8 млрд рублей во втором»
Действительно, победа. Убыток сократили аж на 41,1%. Ах, да. Я обещал быть объективным. А что насчет «Победы»? Вот тут дочерняя авиакомпания показывает отличные результаты. Это единственная авиакомпания в мире, которая не сократила, а нарастила пассажиропоток на 12,0%. Как результат, получена чистая прибыль по итогам и 3 квартала, и 9 месяцев. Чем они ее кормят? Если бы Победа торговалась на бирже, я не отказался бы от маленькой доли в ней.
Что стабильно у Аэрофлота, так это грузовые перевозки, которые за 3 квартал остались на прошлогоднем уровне, а за 9 месяцев прилично подросли на 25,9% до 17,1 млрд рублей. Но как видите, их доля занимает всего 7,3% в общей выручке. Благо, операционные расходы сократились на 37,1% благодаря сокращению затрат на обслуживание воздушных судов и расходов на оплату труда.
Как бы больно не было читать отчет, все же отмечу, что Аэрофлот всегда раскрывает в отчетности множество нюансов и параметров работы. В этом большой плюс сотрудникам компании. В остальном, похвастаться тем, что компания остается на плаву можно только Совету директоров, который решил провести допэмиссию акций дабы остаться на плаву. Долговая нагрузка растет высокими темпами. Чистый долг на 30 сентября составлял уже более 747 млрд рублей.
Деньги из ФНБ были направлены на покупку дополнительных 1,3 млрд акций, что увеличило капитал более чем в 2 раза. Напомню, что эти деньги будут направлены на стабилизацию деятельности компании. Они поддержат на плаву авиаперевозчика, даже в случае ухудшения ситуации. Однако, допэмиссия размывает капитал, уменьшает прибыль и соответственно будущие дивиденды на одну акцию. Однозначно негативный сигнал для акционеров, но позитивный для самой компании.
В результате слабой динамики показателей, продолжающейся пандемии и дополнительной эмиссии, мы с вами увидели падение котировок вплоть до 56 рублей за акцию. Все эти факторы не мешают инвесторам продолжать верить в светлое будущее Аэрофлота, которое рано или поздно наступит. Для того, чтобы заявить о начале восстановления, нужно задаться вопросом — пошла ли пандемия на спад? По официальной статистике даже наоборот. Любые новые локдауны способны увести финансовые показатели на апрельские значения, а котировки ниже 60 рублей. В данной ситуации я тот человек из зала с попкорном.
*Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Мой Telegram-канал — ИнвестТема
Моя группа ВКонтакте - ИнвестТема
Справедливая цена 50-60 рублей. Откуда 90-100 берутся у людей?