Сейчас на рынке появляется много разных новостей, потенциально бьющих по дефицитному балансу нефти. Если все, что говорят эти новости – правда, то нефтяным котировкам может быть нехорошо. В нескольких постах мы посмотрим на определенные актуальные кейсы на нефтяном рынке и решим для себя – убедили ли они нас или нет. Верим ли мы в их пагубное воздействие или не верим. Сегодня речь пойдет про Ливию.
Начало сентября ознаменовалось новостью: правительство во главе с генералом Х. Хафтаром возобновляет добычу в Ливии. Такое решение было принято главой ливийской национальной армии и «доложено» правительству США в ответ на угрозы применения санкций.
Что все это значит? Ливия – член ОПЕК. Возобновление добычи – баланса в сторону профицита и частично камень в огород организации. Но насколько он страшен? До ноября 2019 г. Ливия добывала около 1,1 млн барр./сутки (всего мировое предложение ~ 100 млн барр./сутки). Во 2П2019 г. было объявлено, что Ливия сворачивает свою добычу, порты закрываются, никаких поставок за рубеж. В итоге, ливийской нефти мир не видит практически 8 месяцев. В целом, котировкам было от этого хорошо, т.к. с профицитного рынка уходил 1 млн барр./сутки. Но сейчас планируется их вернуть.
Окей. Масштаб вопроса ясен. Но что значит возобновить добычу? Это значит, что нужно вернуть прежние мощности по добыче, сделать так, чтобы нефть снова била из-под земли, уверенно и постоянно. Я не нефтяник, но много читал о технике расконсервации.
Технически прежние скважины уже сложно вернуть к прежним дебетам. Они становятся непригодными, если их долго не использовать. Поэтому для восстановления добычи нужно бурить новые скважины, наращивать добычу заново, полностью с 0 выстраивать процесс. Несложно понять, что для нефтедобывающей промышленности это не дело 5 минут.
Уже есть прикидки по восстановлению добычи в Ливии. Goldman Sachs недавно обновил свою модельку по глобальному балансу спроса/предложения. Там было спрогнозировано и ливийское восстановление.
Источник: GS
Оно, как и полагается, будет постепенным. Действительно значимых для рынка цифр можно будет ожидать ближе к концу зимы 2021 г.
В итоге, ливийское восстановление не выглядит угрожающим. Вроде оно будет медленным и не супербольшим.
Может быть будет риск со стороны ОПЕК? Свои квоты Ливия давно выполнила нулевым уровнем добычи, вряд ли с нее хоть что-то спросят соседи по ОПЕК+.
Почему я прицепился к Ливии? Потому что любой крен в сторону профицита – потенциально большой негатив на рынке нефти. Со слабым спросом – любой негатив – пролив и откат на прежние рубежи.
Кстати, из российской нефтянки Татнефть раньше имела в своей собственности 4 лицензионных участка в Ливии. Компания приобрела их в 2009 г. Статейки конца нулевых говорят, что совокупные запасы нефти на месторождениях оценивались в 1 млрд баррелей. Неплохо для Татнефти.
Но в 2011 г. в Ливии начался бардак, и нефтяная компания быстро эвакуировала своих сотрудников и прекратила всяческие активности с углеводородами. Не совсем понятно – продали ли эти месторождения или нет.
Сейчас в Ливии ищется консенсус, и видимо находится. Ливии необходимо восстанавливаться, строить страну, нужны спецы и инвестиции (понятно, что без общей стабилизации и комплексного подхода – нефтяная промышленность – это просто разменная монета, бизнес для рэкета, не об этом речь.)
Татнефть неплохо вписывается в процесс восстановления нефтедобычи на севере Африки. При реализации этой задумки и возвращении нефтяников из Татарстана в Ливию новые проекты будут классной точкой роста для Татнефти.
Веду телеграм-канал
Азат Туктаров, большое спасибо за коммент. Вопрос в качестве (тех. состоянии этих скважин), в их дебете и в сроках расконсервации :)
Но да, тут спросить не приходится, Татнефть и др. нефтяники расконсервируют свои скважины.
Кстати, Татнефть применяет способ кусовой добычи, когда она включает поочередно то одну, то другую ветку этого куста. Это позволяет не консервировать, а продолжать добывать меньшими объемами без рисков потери месторождения