Во вторник стоимость акции Tesla снизилась на 21% и установилась на отметке 330,21 доллара. Капитализация компании упала до 307,7 миллиардов долларов, а всеобщий любимец, Илон Маск, обеднел на 16,3 миллиарда долларов. Игроки рынка и некоторые аналитики ожидали, что после четырёх прибыльных кварталов подряд бумаги войдут в индекс S&P 500. По-видимому, 21% стоимости были заранее учтены рынком, а вчера быстро утеряны. Интересно, что эта величина близка к амплитуде скачка в стоимости акции SalesForce после включения в индекс Dow Jones Industrial Average –скачок составлял 26%. Составители рейтинга предпочли производителя оборудования для тестирования Teradyne, Catalent, и маркетплейс для рукоделов Etsy с капитализацией 14 миллиарда долларов, то есть в 22 раза ниже, чем у Tesla. Стоимость акции Etsy на новости выросла на 6%, но вернулась к уровню начала недели. Следует, однако, отметить, что с начала года Etsy подорожала в 2,4 раза (Tesla – в 5,8 раза), акции Catalent – на 47%, а Teradyne вернулись к уровню начала года. А вот Tesla всё ещё остаётся вчетверо дороже, чем в начале года.
Однако в начале года закорочено было 130 миллионов акций. Разработчики индекса S&P напомнили вероломную баронессу Сандорф из романа Эмиля Золя «Деньги». Когда «медведи», продававшие акции банка «Универсаль», основанного харизматиком Саккаром, были уже практически разгромлены, она созналась их предводителю, Гудерману (прообразом которого был Ротшильд), что касса её приятеля давно пуста. Вот откуда Саккар не ожидал удара! Правда, в отличие от Саккара, банк которого был полностью виртуален, у Маска-то электромобиль сделан, и даже продаётся. Рекордным был IV квартал прошлого года, когда удалось продать 112 тысяч автомобилей. Тогда и темпы прироста продаж составляли идеальную двузначную величину в 24% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Однако во II квартале нынешнего года было продано только 90,65 тысяч электромобилей, меньше, чем годом ранее (95,20 тысяч). Однако всем было ясно, что виной – пандемия, а Маска любят не за прошлые цифры, а за перспективы. Тем более, что по итогам I квартала и темпы были в полном порядке – 39%.
Разработчиков S&P 500 можно понять: им совсем ни к чему, чтобы индекс стал присказкой к сказке о приключениях гениального Илона Маска и его компании. Капитализация индекса – 27 триллионов долларов, а капитализация Tesla перед вчерашним обвалом составляла 389 миллиардов долларов, то есть 1,4% индекса. Резкие изменения стоимости компании сказывались бы на индексе в целом. Однако разработчики пытаются отразить текущее состояние американской экономики, а не оценку инвесторами её перспектив. Текущие мультипликаторы автопроизводителей таковы, что применив их к Tesla, мы получим где-то одну сороковую её сегодняшней стоимости. Tesla оценивается в 300 прибылей, а General Motors – в 28. Понятно, что Tesla с точки зрения игроков – это не автомобили сегодня, а перспективы индустрии. Кто-то из аналитиков написал, мол, можете считать её ИТ-компанией, если хотите.
Что будет дальше? Сегодня на премаркете стоимость Tesla поднималась на 7,25%, сейчас это +4,5%. Сегодня, вероятно, отскочат вверх и многие другие жертвы вчерашней резекции. Драма борьбы любви и фантазии с расчётом и надеждами проучить Маска продолжится, хотя вряд ли компания долго будет оцениваться в 333 прибыли. Как только у поклонников компании закончилась воля и рост остановится, игроки начнут искать альтернативы. Поэтому стоит и дальше ожидать большой амплитуды скачков стоимости в обе стороны, пока Tesla не начнет продавать больше автомобилей. General Motors в прошлом году продала 7,8 миллионов, продажи за три года упали на 30%. Вряд ли от Tesla ждут столько же немедленно, но ясно, что наращивать выпуск надо быстро.
Делицын Леонид
ГК «Финам»