Я сделал эти выводы для себя и стоит помнить, что я — дилетант. Я не гуру и не эксперт в инвестициях: многие инфобизнесмены на этом поле — такие же и обладают куда более ограниченным знанием, но это не мешает им надевать пиджаки и окучивать страждущих инвестиционными консультациями и курсами, но мне такой подход не близок. Я — не PhD и не CFA, и даже не экономист и не финансист. Я — редкий долгосрочный инвестор, со своей собственной «шкурой в игре», решивший пойти со своими накоплениями чуть дальше банковского депозита и студии под сдачу студентам в Девяткино.
И мне это важно — найти хоть какие-то критерии «нездоровой» компании, чтобы обходить её стороной.
И вот что я для себя вывел:
1. Диверсификация — наше всё. Любая, даже выглядящая невероятно надёжной (на основе своей отчётности) компания может оказаться не тем, что мы видим (Luckin Coffee). Даже если она работает в самой надёжной юрисдикции (Wirecard AG). Держать более 10% портфеля в одной компании — может быть опасно, даже если это Apple или Microsoft. У меня сейчас две самые крупные позиции в пенсионном портфеле — как раз Apple (7%) и Microsoft (6.4%) и надо следить за тем, чтобы даже их доля не заходила за рамки здравого смысла.
2. Отсутствие прибыли или околонулевая прибыль, которая не сопровождается ростом продаж и выручки двузначными темпами на протяжении нескольких лет уничтожает компанию (Hertz, Chesapeake, Frontier). Достаточно открыть любой сайт-скринер, который регистрирует данные из отчетности компаний на протяжении последних 5 лет (Simply Wall Street, Yahoo Finance, Gurufocus, Macrotrends и т.д.), чтобы увидеть это. Например, Tesla или Uber жертвуют прибыльностью бизнеса ради роста продаж впечатляющими темпами, а у General Electric и с прибылью проблемы, и выручка падает уже много лет. Стоит обращать на это внимание и научиться отделять зёрна от плевел.
3. Свободный денежный поток (free cash flow, FCF) — важная составляющая любого бизнеса. Он представляет собой денежные средства за определенный период, которыми компания располагает после инвестиций на поддержание или расширение своей базы активов (Capex).
Если свободный денежный поток долгое время отрицательный — это уничтожает компанию (Hertz, Chesapeake, Frontier). Есть смысл следить за этим показателем у пострадавших в 2020 году компаниях: Boeing, авиалинии от Аэрофлота до американской четверки (American Airlines, Delta, Southwest, United).4. Кредит — это одновременно и рычаг, позволяющий гораздо быстрее развиваться, и пресс, который может её задавить. Если у компании высокая долговая нагрузка, надо следить: не превращается ли «рычаг» в «пресс», не становится ли компания зомби? Если компания больше половины операционной прибыли отдает на платежи по кредиту — это уже звоночек, красная лампочка в голове должна загореться. Вспомните свою ипотеку: ведь часто говорят, что если ипотека забирает 30% дохода вашей семьи — это напряжно, но в целом нормально. Если ипотека забирает половину дохода семьи — это уже очень тяжело. Например, знаменитый и очень популярный американский телеком-гигант AT&T отдает сейчас чуть более 30% операционной прибыли на платежи по кредиту. А что если его операционная прибыль упадет в 2 раза и не захочет восстанавливаться пару лет?.. Возможно, теперь вы понимаете, почему он выглядит настолько дешёвым, что даже дивидендная доходность становится 7% годовых в долларах.
5. Китайские компании — отдельная песня. Случай с Luckin Coffee будто ударил меня по рукам в апреле. С этого момента из китайских компаний я покупал только Alibaba, хотя до этого планы на Китай были грандиозными. Здесь лично я думаю только о ETF, даже невзирая на большие комиссии (FXCN включает в себя 196 китайских компаний, забирает у инвестора 0,9% от стоимости чистых активов ежегодно за возможность диверсифицироваться и защититься от очередного Luckin).
Своего «бешеного китайца» Vipshop Holdings, купленного в начале 2019 года я тоже возможно продам по истечении 3 лет с даты покупки, чтобы не платить налог на прибыль: ведь с того момента он вырос на 320%, и налог на прибыль составит более 4000 рублей, если продать его сейчас, а я не настолько богатый, чтоб платить такие налоги :D
6. В целом, банкротства «хромых лошадей» меня не пугают. Это оздоравливает экономику. Неэффективные компании умирают, их место занимают более эффективные. Это естественный процесс, и (как это цинично ни звучит) лучше пусть банкротятся, чем их будут спасать. С 1 марта уже более 160 публичных компаний разной величины обанкротились, и это ещё не конец. Приведу несколько скриншотов:





---
Если вам интересно следить за мной и за тем, что я делаю, то вы можете подписаться в Telegram (если ссылка не открывается, то найти нетрудно, вбив в поиск @finindie).