Рынок оказания удаленных медицинских услуг совершил серьезный, но вынужденный рывок в 2020 году. По оценкам MarketsandMarkets, объем рынка телемедицины в начале 2020 года оценивался в $25,4 млрд, а к 2025 году он должен вырасти до $55,6 млрд. Однако никаких взрывных показателей бы не было, если бы почва не была подготовлена заранее.
По данным опроса American Well, использование средств телемедицины врачами выросло на 340% в период между 2015 и 2018 гг. При этом спрос на удаленные услуги врачей существовал уже давно: по данным опросов, уже в 2017 году порядка 77% пациентов хотели бы иметь возможность консультироваться с врачом онлайн. Так почему же они этого не делали? Основная проблема, которую American Telemedicine Association называла в качестве тормозящего фактора, было то, что удаленные услуги врачей не покрывали стандартные страховые планы, в частности, наиболее популярная в США страховка Medicare. Буквально за несколько месяцев COVID-19 изменил расстановку сил в отрасли и дал зеленый свет телемедицине по всем фронтам. Крупнейшие страховые компании включили в страховые планы не только удаленные консультации с терапевтом, но и вообще всю линейку услуг, которые можно оказывать только удаленно.
Что относят к услугам телемедицины:
На Санкт-Петербургской бирже торгуются акции нескольких компаний, которые частично или полностью развивают свой бизнес в направлении телемедицины.
Сегодня начнем с самых маленьких, но наиболее любопытных компаний из подборки.
Teladoc (SPB: TDOC)
Один из крупнейших поставщиков комплексных виртуальных услуг в области здравоохранения на мировом рынке. Компания обеспечивает удаленный доступ к медицинским услугам по 450 специализациям и целому ряду проблем: от эпизодических обращений, не требующих срочной помощи (например в связи с гриппом и инфекциями верхних дыхательных путей), до хронических осложненных заболеваний, таких как злокачественные опухоли и застойная сердечная недостаточность. В США доступом к услугам здравоохранения Teladoc пользуется 22,8 млн человек на базе платной подписки и еще 9,5 млн — с оплатой только за обращения.
Компания показывает стабильный рост за последние годы, выручка в 2019 году составила $553,3 млн — плюс 30% в годовом исчислении. По итогам первого квартала 2020 года выручка составила $180,8 млн, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам второго квартала выручка составила $241 млн, на 85% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За второй квартал платформа зафиксировала 2,8 млн обращений (визитов), это на 203% больше, чем год назад. Выручку за третий квартал компания ожидает в диапазоне $275 до $285 млн.
iRobot (SPB: IRBT)
Для многих неожиданный игрок на рынке медицинских услуг. Еще бы, это же знаменитый производитель пылесосов. Однако он не так прост, как кажется. Еще в далеком 2012 году компания вместе с партнером InTouch разработала iRobot Ava — роботизированный пьедестал с планшетом вместо головы, который стал базой для создания телемедицинского рободоктора RP-VITA, с помощью которого врачи могут удаленно консультировать пациентов в госпиталях. Робот позволяет врачам собирать информацию через iPad и может использоваться и без футуристической платформы. Как оказалось, у iRobot осталась доля собственности в InTouch, которая была впоследствии приобретена Teladoc. В последнем годовом отчете компании iRobot говорится, что компания получит прибыль от своих инвестиций в InTouch, когда Teladoc завершит ее приобретение в конце этого года. Кроме того, iRobot несколько лет назад получила одобрение FDA для разработки еще одного робота для телемедицины.
По итогам 2019 года выручка IRBT составила $1,21 млрд, что на 11% больше, чем в 2018 году. А вот 2020 год идет не так стабильно. В первом квартале выручка упала на 20% по сравнению в первым кварталом 2019 года. Но недавняя отчетность за второй квартал, опубликованная 15 июля, исправила ситуацию: выручка составила $279,9 млн, на 8% больше, чем во втором квартале 2019 года.
UnitedHealth Group Incorporated (SPB: UNH)
UnitedHealth Group Incorporated — многоотраслевой медицинский гигант, который предоставляет консультационные, информационные и страховые услуги в США. С введением карантина UNH, конечно же, не осталась в стороне от последних тенденций и также расширила линейку услуг и сервисов по оказанию удаленной медицинской помощи. Ее дочерняя компания Optum, которая занимается информационными и технологическими медицинскими услугами, в мае начала переговоры о покупке AbleTo — платформы по оказанию медицинских услуг онлайн. Сделка оценивается в $470 млн. Optum еще в 2019 году начала политику создания комплекса медуслуг следующего поколения. В прошлом году были приобретены компании Vivify Health, поставщик решений для дистанционного наблюдения за пациентами, и сеть медицинских центров DaVita Medical Group.
По итогам 2019 года выручка UNH составила $240,27 млрд, что на 7% больше, чем в 2018 году. 2020 год компания начала с бодрыми результатами, показав 7-процентный рост выручки по итогам первого квартала. Итоги второго квартала, опубликованные 15 июля, тоже положительные, но несколько ниже ожиданий. Выручка составила $62,14 млрд (+2,5% относительно второго квартала 2019), но ниже прогнозируемых ранее $63,48 млрд.
CVS Health (SPB: CVS)
CVS Health больше известна своей сетью аптек и продажей непатентованных лекарств (которые приносят компании львиную долю дохода), но этот гигант также уже давно инвестирует в телездравоохранение. По словам президента и исполнительного директора Ларри Дж. Мерло, в условиях пандемии компания занялась расширением доступа виртуальной медицинской помощи. Во-первых, это удаленные консультации с врачами для пользователей сервиса MinuteClinic, кроме того, удаленное консультирование с врачом в розничных магазинах CVS.
По итогам 2019 года выручка CVS составила $256,78 млрд, что на 32% больше, чем в 2018 году. В первом квартале 2020 года выручка составила $66,59 млрд, что на 8% больше, чем в первом квартале 2019 года. 5 августа CVS отчиталась за второй квартал, выручка составила $66,8 млрд, на 8% больше, чем во втором квартале 2019 года.
Anthem, Inc. (SPB: ANTM)
Anthem, как и Humana, работает в области страхования здоровья и видит большой потенциал в услугах удаленной медицины. Через свои дочерние компании Anthem обслуживает более 108 млн человек, в том числе более 42 млн в рамках семейных планов здравоохранения. Исследования компании показывают, что средняя стоимость сеанса телездравоохранения на $100 меньше, чем при обычном посещении кабинета врача. Компания оказывает услуги телемедицины через собственную платформу LiveHealth. С началом пандемии компания открыла доступ к услугам телемедицины (виртуальное лечение, консультирование по телефону и даже услуги психотерапевта) для всех стандартных страховых планов.
По итогам 2019 года выручка ANTM составила $104,21 млрд, что на 13% больше, чем в 2018 году. В первом квартале 2020 года выручка составила $25,52 млрд, что на 11,7% больше по сравнению с первым кварталом 2019 года. 29 июля Anthem отчиталась за второй квартал, выручка составила $29,2 млрд, на 15,8% больше, чем во втором квартале 2019 года.
Humana (SPB: HUM)
Медицинская страховая компания, насчитывающая более 41 000 сотрудников, вложила значительные средства в развитие направления телездравоохранения. Humana обслуживает держателей страховок Medicare, а также военнослужащих и в целом давно заинтересована в снижении затрат на медуслуги. В июне компания объявила об участии в пилотной программе домашнего тестирования на COVID-19 и стала первым страховщиком, предложившим клиентам наборы LabCorp для тестирования на дому. Кроме того, запущена совместная программа Walmart и Quest Diagnostics, позволяющая клиентам Humana пройти тестирование в сотнях аптек Walmart Neighborhood Market по всей стране.
По итогам 2019 года выручка HUM составила $62,95 млрд, что на 14,5% больше, чем в 2018 году. В первом квартале 2020 года выручка составила $18,36 млрд, что на 17% больше по сравнению в первым кварталом 2019 года.
Сегодня Humana опубликовала отчетность за 2 квартал. Выручка составила $19 млрд, на 17% больше чем во 2 квартале 2019 года. Кроме того, компания повысила прогноз по продажам в текущем году индивидуальных страховых планов Medicare Advantage. Предполагается, что в конце года у компании на обслуживании будет от 330 000 до 360 000 клиентов с этим типом страховки (прошлый гайд от 300 000 до 350 000).
Жду обзор российского рынка Телемедицины