Должна произойти настоящая антропологическая революция: в мире чистой экономики нужны новые видовые качества, связанные с максимальной рационализацией основных функций, с быстротой брокерских реакций, с высокими скоростями принятия экономических решений, с отточенными и не обремененными ничем иным рыночными и спекулятивными инстинктами.
Человек должен развиваться так же стремительно, как возрастала степень порядка деривативов в мировых финансовых институтах — на биржах и торговых площадках. В конечном счете ускоряющийся рост финансового рынка требует выпуска «дериватива человека», который соответствовал бы высокому и постоянно ускоряющемуся ритму финансового роста и технического развития.
Если этого не произойдет, то настанет конец экономики! Только дериватив человека (человек-опцион, человек-фьючерс) спасет мир.
По порядку!
1. Из книги я узнал, что Адам Смит и Карл Маркс были всего навсего философами, которые развили идеи своих предшественников.
2. Адам Смит и Карл Маркс — это не единственные мыслители в области экономики.
3. Сейчас капитализации предприятий и система ценных бумаг, опционов и деривативов достигла такого уровня, когда реальное товарное покрытие экономики превратилось в бесконечно малую величину.
4. Под экономическим ростом понимается рост финансового сектора, который оторван от реального сектора, т.к. реальная экономика имеет лимиты и физические ограничения.
5. В современной парадигме сегодняшней рыночной экономики был заложен дефект — считалось, что природные ресурсы неисчерпаемы и бесконечны. Отсюда растут ноги у общества потребления. Раньше прокатывало, но в 20 веке всё изменилось.
6. Технический анализ — это мистическая дисциплина! Полная абсолютизация рынка и рыночной цены вещи в отрыве от добиржевого цикла на самом деле мистифицирует саму реальность рынка, делает ее особой инстанцией, которая управляет бытием, отправляясь от особых виртуальных закономерностей. Рынок объявляется не завершением хозяйственного цикла, но его причиной. Следовательно, происходит серьезный сдвиг в имплицитной онтологии капитализма.
7. Товар, спрос, предложение, труд — все эти атрибуты старой экономики были вынесены за скобки. В посткапиталистической модели акцент падает не на динамику спроса–предложения, но на организацию и контроль над фоновыми биржевыми, фьючерсными потоками, которые получают автономное значение, самоценность и центральность, маргинализируя сектор «реальной экономики» и даже традиционной торговли.
Ну и наконец уже очевидное — современная либеральная идея плодит в основном постчеловеческие существа — клоны, киборги, виртуалы.
Книгу я рекомендую никому не читать — всё-таки 479 страниц очень много. К тому же у автора очень специфическая репутация.
Но также интересен разгром Адама Смита в «Национальной системе политической экономии» Фридриха Листа. Для России эта книга гораздо полезнее.