Экспортные доходы российской экономики по итогам апреля-июня упали шестой квартал подряд и стали минимальным с 2005 года, следует из опубликованных в пятницу данных ЦБ РФ по платежному балансу страны.
Выручка от продажи за рубеж нефти рухнула почти втрое по сравнению с прошлым годом — с 30 до 12,8 млрд долларов. Экспорт нефтепродуктов принес на 43% меньше — 9,5 млрд долларов против 16,5 млрд.
Экспортные доходы «Газпрома» обвалились до уровней 18-летней давности и составили 3,5 млрд долларов, что вдвое ниже суммы первого квартала и втрое — показателей прошлого года.
Нарастить несырьевой экспорт не удалось: его объем сжался на 7,6%, до 40 млрд долларов. В результате общий приток валюты от продажи товаров зарубеж стал меньше на треть — до 67,9 млрд долларов.
Из этой суммы 53,6 млрд долларов ушло из страны на оплату импорта. Его объем хотя и снизился год к году, но значительно меньше, чем экспорт — на 14%, до 53,6 млрд долларов.
Итого: внешняя торговля оставила в России 14,3 млрд долларов. Сальдо торгового баланса уменьшилось более чем вдвое и стало минимальным за 17 лет.
Эта условная «валютная прибыль» экономики в полном объеме потрачена на оплату зарубежных услуг (их импорт превысил экспорт на 2,1 млрд долларов), а также выплаты по долгу и инвестициям за рубеж (10,2 млрд долларов).
В результате чистый приток валюты в страну (сальдо текущего счета) составил всего 0,6 млрд долларов. По сравнению с первым кварталом он рухнул в 36 раз, а в годовом выражении — в 16 раз.
Этой суммы не хватило, чтобы покрыть вывоз капитала частным, который оказался больше в 20 раз и составил 12,1 млрд долларов.
Возникшая «дыра» в валютных потоках стала рекордной с четвертого квартала 2014 года: тогда на фоне санкций и обвала цен на нефть по текущему счету в страну пришло 14 млрд долларов, а «утекло» в виде оттока капитала более 50 млрд.
Как и шесть лет назад, разрыв пришлось покрыть ЦБ за счет своих резервов. За три месяца регулятор продал на рынке 12,9 млрд долларов из Фонда национального благосостояния и собственных ЗВР.
Именно эти вливания и позволили вытянуть со дна курс рубля, не допуская дефицита валюты на рынке, следует из статистики ЦБ. Так, приток валюты от инвесторов в российский госдолг составил всего 1,1 млрд долларов — то есть был в 12 раз меньше поддержки, которую рублю оказался центробанк.