mike14
mike14 личный блог
07 июля 2020, 14:17

Боинг - момент истины

Вчера США отвергли  предложенный Европой договор с урегулированием спора Boeing — Airbus и ЕС заявил, что решительно введет пошлины на товары США, если США повысят пошлины на товары ЕС.

Дело в том, что для Боинга сейчас настает момент истины. Они еще прошлой осенью говорили, что в середине 2020 года обновленный 737МАХ должен быть сертифицирован. Я с марта прошлого года пытался сформировать большую (1/5 часть моего депо) шортовую позицию по Боингу с минимальным риском. Поскольку руководство Боинга при любой возможности словесными интервенциями пыталось задрать акции было очень непросто. Я добился своего и хорошо заработал. В результате я основательно погружен в тему проблем Боинга.

Так вот ИМХО обновленный МАХ остается непригодным для эксплуатации. Его может сертифицировать только FAA (орган сертификации США), а Европа по-хорошему не должна. И это ключевой негласный момент в споре Европы и США по субсидиям  Boeing — Airbus.

Я продолжаю считать что Боинг испытывает фатальные проблемы. Сейчас у них +- 500 недоставленых клиентам самолетов и он продолжает производство. Хранение и обслуживание этих самолетов требует больших прямых расходов. Да, они привлекли большое финансирование, но это не решает проблему отсутствия существенной части доходов.

Напомню, Боинг 737 в процессе последней модернизации при замене старых двигателей на новые экономичные, но большие, стал задирать нос. Компенсировать это была призвана система MCAS, которая стала причиной двух катастроф.

Обновление ПО (MCAS) МАХ не устраняет главную проблему — приоритет ПО над действиями пилота. ПО приводит в действие непосредственно стабилизатор самолета (заднее горизонтальное оперение) и пилот штурвалом не  может преодолеть это действие. Да, теперь пилот может отключить ПО (до изменений сделать это было очень сложно). Но после отключения ПО пилоту и теперь может не хватить времени вернуть стабилизатор в правильное положение. Если пилот это успеет, то при выключенном ПО нос будет плавно задираться вверх и пилотов надо учить и тренировать как летать в таких условиях.

Удивительно, но MCAS не была придумана специально для МАХа. MCAS была сделана раньше для заправщиков Боинга и в нормальном безопасном виде, т.е. реагировала на два датчика высоты, нормально отключалась и с другими особенностями. Руководству Боинга, что-бы ответить на европейский А320 надо было очень быстро сертифицировать МАХ без переподготовки пилотов, а для этого надо было сделать MCAS невидимой, как-бы несуществующей. И они грубо урезали функционал и сделали ее фактически не отлючаемой, т.е. попрали все мыслимые нормы безопасности. FAA, в которой было много сотрудников Боинга, сертифицировала этот самолет, а весь мир по тогдашним правилам должен был доверится сертификации FAA. Результат — две катастрофы и одна чудом не случившаяся.

Если сейчас обновленный МАХ не будет сертифицирован то цена его акций может упасть с нынешних 280 в район 10 долларов.

И вообще Боинг должен будет разделен на оборонно-космическую часть (она тоже в плохой форме) и гражданскую часть, которая обанкротится.

Если сертифицируют то это будет по-прежнему небезопасный самолет.

Сейчас я вновь задумываюсь о шорте Боинга, но мой брокер пока не дает шортить акции на Питерской бирже, а открывать счет в IB я пока не готов.
38 Комментариев
  • ровный
    07 июля 2020, 14:44
    ну и фантазеры)) бывает же такое), 247 потом 276
  • Butch
    07 июля 2020, 14:56
    Прикольно, как будто роман прочитал. Мне понравилось!)
  • insider
    07 июля 2020, 15:02
    А кому США долю Боинга в мир.производстве гражданских самолетов отдадут, Эйрбас захапает?
  • Kapeks
    07 июля 2020, 15:05
    спасибо за интересную инфу.
    то есть эти мудаки решили софтом компенсировать конструкционные недостатки железа. дебилы бля…
    • Wasd
      07 июля 2020, 15:27
      Kapeks, вообще электродистанционная система управления современных пассажирских самолётов именно софтом и соответствующим железом и решает все проблемы устойчивости и управляемости самолётов. Здесь возможно занизили уровень критичности этой функции. Если повысить уровень критичности этой функции, то соответственно более тщательно и ПО и аппаратура будут проработаны. В Боинге отнюдь не дураки работают и думаю с этой задачей справятся.
      • Александр non
        07 июля 2020, 16:27
        Wasd, вы можете погуглить и почитать переписку разработчиков этой системы и начальства (она попала в сеть) и несколько снизить свои ожидания насчет «не дураки работают»
      • Kapeks
        07 июля 2020, 22:55
        Wasd, улетаешь в чс за тупость.
  • websan
    07 июля 2020, 15:23
    Обвал выручки у Боинга конечно мощный 
  • EdvardGrey
    07 июля 2020, 15:24
    Проблема действительно была, да есть, но сказать что при неудачной интеграции двигателей для MAX, компания Boeing прекратит существование- это перебор. Не стоит забывать хотя бы несколько лежащих на поверхности факторов ( а тх конечно гораздо больше). По всему миру прямо сейчас летали, летают и будут летать тысячи самолётов Boeing. Тот же 737 самый массовый  и удачный самолёт( не считая последней модели где решили поэкономить). А модели все начиная с 737-100 и далее очень удачные. Про 747; 777; 767; 757, вообще не обсуждаю. Они прямо сейчас перевозят миллионы людей по планете и так будет много-много лет. А фактор чтобы Штаты отдали весь рынок дальнемагистральных самолётов Европе? Да такого никогда не будет. 
    • insider
      07 июля 2020, 15:30
      EdvardGrey, полностью поддерживаю
      • EdvardGrey
        07 июля 2020, 16:44
        mike14. Да есть такое слово и понятие такое присутствует, но американцы не сдадуться и проблемы решат, хотя с MAX, конечно редкостнейший косяк, за что и страдают. С $440 до$100 падение, вот и расплата.
  • Bruho
    07 июля 2020, 16:02
    Не согласен. Боинг, как «Унесенные ветром», М. Твен, гамбургер и Голливуд для Америки. Это как Газпром для России. При все негативах его будут вытаскивать. Путем гос. поддержки, кредитов и прямых инвестиций. Трамп в этом году уже был у них в гостях. Думаю не самолеты приезжал смотреть. Для Трампа Боинг олицетворение его предвыборных обещаний. Да и в ближайшее время объявят результаты испытаний. Думаю или нейтральные «Полетали, посмотрели, тут надо доделать, а так все впорядке!» или позитивные. И еще. Я конечно понимаю, что амеры тупые, но ведь не настолько как изображает фантазия автора. Это ведь самолет, а не детская игрушка. Откуда вы взяли столь инсайдерскую информацию про констукцию Боинга МАХ, что если бы это было правда, вам бы убили просто. Так было бы дешевле.
    • websan
      07 июля 2020, 17:11
      Bruho, если бы это было лет 30 назад, то да, Форд, GE, GM флагманы американской экономики. Сейчас есть FAANG и вроде как остальное им сейчас не так важно. Не все там понимают какая занятость на том же форде и джи-эм
      • Bruho
        07 июля 2020, 17:39
        websan, Вы простите кто по специальности? Так смело рассуждаете о том, что важно для экономики США, а что нет. Тогда подскажите почему на положительных отчетах по количеству рабочих мест так растет американский рынок?
        • websan
          07 июля 2020, 18:52
          Bruho, я не сказал, что важно для экономики, а что нет. Я сказал с точки зрения политики
  • Bruho
    07 июля 2020, 16:42
    Потому что вам этого хочется. А так не бывает.
      • Bruho
        07 июля 2020, 17:42
        mike14, Уважаемый, действительно уважаемый визави! Я ценю ваши знания, мне интересно ваше мнение! Просто я объясняю, что подход у вас односторонний. Вы ищете негатив, потому что находитесь в позиции шорт. Так нельзя. Попробуйте поискать позитив.
  • burunduk123
    07 июля 2020, 16:49
    Учитывая, что MCAS программировали в Индии и России, да еще и с частыми возвратами/корректировками, поддерживаю мнение о том, что Max — не является безопасным самолетом.
  • Bruho
    07 июля 2020, 16:53
    У меня есть правило. Как только начинают ругать/хвалить какой-то актив я покупаю/встаю в шорт наоборот. Так в июне взял баксов, потому что каждый второй писал про обвал доллара примерно до 58. Часть уже продал на 72, нормально заработал. Часть держу. Думаю на 75 продам. Так и с вами. Надо присмотреться к Боингу. Вчера рос на 3%, с открытия упал. Прямо по Ларри Вильямсу с его ударными днями. Может верером начну частями входить. Напоследок. Вы хоть понимаете, что ничего, НИЧЕГО, знать не можете. Только интерпретировать информацию из открытых источников по своему субъективному мнению. Которое обычно бывает всегда не верным в среднесрочной перспективе.
  • Попов Илья
    07 июля 2020, 17:48
    как вы шортили боинг ранее, если сейчас пишите, что спб не даёт это делать?
      • Попов Илья
        07 июля 2020, 19:27
        mike14, у меня брокер БКС — сказали, что биржа Спб не предоставляет возможность шорта ни по одной бумаге сейчас. я даже не думал, что раньше это было можно. они тоже после нефти испугались и закрыли эту возможность для всех?
        • Alex Zebra
          08 июля 2020, 01:07
          Попов Илья, год назад у БКС шорт СПБ был недоступен.
  • Gh0sT555
    07 июля 2020, 19:06
    История с Боингом — история интересная. Сейчас нет особо времени подробно писать, но поддержу автора вот чем: помните про Lockheed? А помните, что когда-то эта компания производила весомое число гражданских лайнеров в США? Но неудача с TriStar заставила компанию уйти с рынка гражданской авиации. Будет ли так с Боинг? Объективно — вряд ли (кто если не они). Но как решать проблему с MCAS — совершенно непонятно. Ибо по правильному надо было под новые двигатели разрабатывать с нуля планер, а они решили что индусы за 12$ в час им проблему решат за счёт электроники. Что сейчас делать? Новый планер? Это минимум 15 миллиардов долларов и минимум 3 года времени (по факту и времени и денег много больше, причём возможно что кратно больше). А что делать с уже построенными? Попилить? Или двигатели старые поставить и продать с дисконтом? А кто брать будет, и каков будет дисконт? В общем вопросов много…
      • Gh0sT555
        08 июля 2020, 10:56
        mike14, я считаю что без создания нового планера 737-ой с этими двигателями не сможет быть безопасным самолётом. Airbus на это пошёл, и их 321-й Neo — отличный самолёт (сам пару раз летал, понравился). Как выходить из этой ситуации Боингу — непонятно. Про продавить: допустим что продавят, а самолёты продолжат падать. И что делать тогда?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн