Акции «ГМК Норильского Никеля» – одни из самых привлекательных на нашем рынке. На рынке палладия компания является монополистом в России и почти вне конкуренции за ее пределами. При этом постоянно ужесточающиеся экологические требования к автомобильным двигателям создают спрос на этот метал. Поэтому когда/если нынешний пандемический кризис закончится и автопром начнет восстанавливаться, цены на палладий будут расти и, вместе с ним, акции ГМК. Такое безоблачное будущее для компании и ее акционеров рисует в нашем воображении инвестиционный анализ, основанный на классических учебниках.
Но дальше вступают в дело российские реалии.
Они ярко проявились в последней неожиданной новости относительно выписанного компании штрафа за нанесенный ею экологический ущерб. 148 млрд. руб. – такова величина штрафа только за ущерб водным объектам. Это стало неожиданностью, потому что ранее озвучивались цифры на уровне 10 млрд., соответствующих потенциальному возмещению, которое должно было бы уже стать ответственностью страховщика. Помимо этого, компания взяла на себя все расходы по ликвидации последствий аварии.
Казалось бы, при наличии страховки и готовности компании устранить все последствия от розлива топлива, какой смысл тогда выписывать ей штраф? Разве что в качестве стимула на будущее, пожурить, мол, не делай так больше. Но величина штрафа, в пятнадцать раз превышающая размер страхового возмещения, выглядит чрезмерной, если цель – только пожурить провинившегося.
Никто из простых смертных не знает, что там за терки сейчас между акулами бизнеса и политики. Простые смертные не знают, но, являясь миноритарными акционерами, отвечают за них рублем.
Поэтому приходится строить догадки и учитывать особенности нашей страны и текущей непростой ситуации. Какие факты здесь следует принять во внимание?
Факт первый и уже упомянутый, что ГМК – один из лучших безнесов нашей экономики. Факт второй – хорошие бизнесы у нас (и в других странах с похожей политической структурой) нередко отжимают обладатели административного ресурса. Факт третий – у государства возникли непредвиденные расходы и оно ищет источники дополнительных доходов. Госкомпании — ключевой источник поступлений в виде дивидендов. И поскольку есть еще хорошие компании, которые до сих пор остаются в частных руках, у государства пока еще сохраняется потенциал увеличения бюджетных поступлений, если прибрать их к рукам. ГМК – один из очевидных кандидатов.
Если это так, то штраф Росприроднадзора – лишь первая ласточка. Если наверху хотят саму компанию, а не ее хорошего поведения, то ее будут и дальше окучивать, подобно тому как это делают пожарные и СЭС, когда есть заказ на то, чтобы отжать у кого-то ресторан.
Это – тот риск, с которым следует считаться акционерам ГМК. И не только акционерам этой компании. Источником риска у нас является не только плохое положение дел в бизнесе компании, но и хорошее. Такова специфика нашего рынка. Это, кстати, проливает свет на то, почему на нашем рынке столь высокая дивидендная доходность. Потому что наблюдательные инвесторы, особенно из иностранных фондов, давно уже сделали у себя соответствующую отметку по поводу дополнительного риска потенциальной экспроприации.
Теперь общие выводы:
1. Уровень риска на нашем рынке значительно выше, чем на рынках развитых стран, что отлично иллюстрирует нынешняя история с ГМК;
2. Акционерам наших компаний следует обращать внимание не только на параметры их бизнеса, с которыми зачастую бывает все хорошо, но и на новостной фон, присмотревшись к которому порой они могут обнаружить хищника, выслеживающего очередную жертву;
3. Что касается самого ГМК, несмотря на все риски, это перспективная инвестиция, но благодаря нашим особенностям, ее еще может здорово поколбасить.
t.me/asskorobogatov
по мне так они всегда по краю ходили…
---------
благодаря нашим особенностям папиры даже не укатали в пол....
Ей-богу, развелось на Смартлабе «икспердов». Прям не профильный форум, а бульварная пресса какая-то.
Фейсбук не платит дивиденды — обычная акция роста, так то.
так и не понял, откуда вы что-то про страховку взяли, а было интересно